Сценарий педсовета о первых итогах работы по ФОП ДО «Если хочешь идти новым путем, ты должен проложить его сам»

Участники
Заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, руководители рабочих групп, педагогический коллектив.
Цель
Подвести итоги первого этапа работы по внедрению ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО.
Задачи
Проанализировать первые результаты работы по ФОП ДО.
Материалы
Детские пирамидки, ребусы.
Оборудование
Проектор, экран.
Примерное время
1 час 13 минут.

Чтобы подвести итоги работы педколлектива по внедрению ФОП ДО, организуйте совместно с заведующим тематический педсовет. Воспользуйтесь готовым сценарием. В сценарии пять частей:

Используйте готовые презентации, чтобы провести четыре части педсовета.

Часть 1. Главное – быть в команде: правильная мотивация на успех

18 минут

Первую часть педсовета заведующий посвящает мотивации педагогов работать в команде. Чтобы настроить коллектив на работу, заведующий приветствует всех педагогов и зачитывает стихотворения Марии Куткар.

Заведующий

Говорят, что, пусть и сложно,

Можно все преодолеть!

Есть у каждого возможность
Стать сильнее, преуспеть.

Не сдавайся, путь к успеху
Будет труден и тернист.
 

Но успех потом, как эхо,
Отзовется громко ввысь.

В жизни легких нет дорожек,
Но не нужно унывать!

Ведь у каждого возможность
В жизни есть успешным стать!

1
Заведующий

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на заседании педагогического совета. Нам необходимо подвести итоги первого этапа работы по внедрению ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО.

2

Реализация ОП и АОП ДО с учетом нормативно-правовых документов

3 минуты

Старший воспитатель включает первую презентацию к части 1. На экране – второй слайд презентации. 

Заведующий

Ключевое направление развития системы российского образования – достижение качества образования на каждом уровне, в том числе и дошкольном. Создание единого образовательного пространства дает возможность каждому ребенку получить качественное образование независимо от места проживания, способностей и социального статуса.

1
Заведующий

В Федеральном законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ указали: «Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года» (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

2
Заведующий

С января 2023 года все дошкольное образование, в том числе и мы с вами, вступило в I этап реализации новых программ. Успеха легко добиться командой. Мы с вами – команда креативных, творческих, интеллектуально подкованных профессионалов.

4

Представление рабочих команд

5 минут

Заведующий озвучивает результаты первого этапа внедрения ФОП ДО и ФАОП и представляет рабочие группы.

Заведующий

На основании приказа «О приведении ОП ДО МБДОУ и других нормативных документов локального уровня в соответствие с требованиями ФОП ДО и других нормативных документов федерального значения» мы создали рабочие группы по направлениям работы, разработали дорожную карту. Давайте поприветствуем наши рабочие группы, наши мини-команды!

1

Заведующий оглашает список команд

Заведующий

Команда «Знатоки ФОП ДО» отвечала за разработку ОП ДО детского сада в соответствии с ФОП ДО:

– руководитель – заместитель заведующего (называет Ф. И. О.);

– члены команды (перечисляет Ф. И. О., должности).

Команда «Знатоки ФАОП ДО» разработала АОП ДО в соответствии с ФАОП ДО:

– руководитель – старший воспитатель (или воспитатель высшей категории) (называет Ф. И. О.);

– члены команды (перечисляет Ф. И. О., должности).

Команда «Знатоки РППС»:

– руководитель – методист (или воспитатель высшей категории) (называет Ф. И. О.);

– члены команды (перечисляет Ф. И. О., должности).

Команда «Знатоки УМК» – методическая команда (перечисляет Ф. И. О., должности).

2

Притча про улитку и воробья

3 минуты

На экране та же презентация, слайд № 3.

Заведующий

Есть такая притча. Ранней весной улитка ползла по вишневому дереву. Воробей спросил ее, куда она ползет. «Я хочу полакомиться вишнями», – ответила улитка. «Но они появятся нескоро, – удивился воробей. – Дерево только цветет». «Мне еще предстоит долгий путь, – ответила улитка. – Я приду как раз вовремя». 

1
Заведующий

С одной стороны, эта притча утверждает, что можно реализовать любую мечту, даже двигаясь к ней медленно, как маленькая улитка. С другой – что достичь можно любой цели, если знать путь к ней и четко двигаться по нему. С третьей – важно рассчитывать время и силы, если хочешь попасть в определенное место в определенный момент. Так и мы с вами, выполняя пункты «Дорожной карты», план работы каждой команды – рабочей группы, двигались к цели.

2
Заведующий

На первом педагогическом совете мы с вами утвердили ОП ДО, АОП ДО. Продиагностировали программы на соответствие ФОП ДО, ФАОП ДО.

3
Заведующий

Однако есть еще блоки в программе, которые подлежат корректировке. Блок «Коррекционная работа с детьми». Мои предложения для команды «Знатоки ФОП ДО»: усилить рабочую программу воспитания, продумать формы работы. При организации работы с родителями сделать уклон в сторону практико-ориентированной деятельности.

4
Заведующий

Предложения для команды «Знатоки УМК»: еще раз провести анализ методической литературы, чтобы выяснить, возможно ли сократить количество технологий. Обратить внимание на вариативную часть программы. Как можно использовать свои парциальные программы, перспективные планы.

5

Команда «Знатоки ФОП ДО»

5 минут

Руководитель команды «Знатоки ФОП ДО» (заместитель заведующего) рассказывает о ступенях мотивации при разработке и реализации ФОП и ФАОП ДО. На экране – четвертый слайд из презентации «Педагогический совет».

Заместитель заведующего

Когда Минпросвещения утвердило приказами ФОП и ФАОП, мы с вами были на первой и второй ступенях – ступенях сопротивления. Много нового, непонятного, сложного. Мы говорили себе: «Почему опять я?»

 

 

1
Заместитель заведующего

Рассмотрим следующие ступени. Я стою на лестничном марше и хочу подняться на первую ступеньку. Для этого надо сделать всего одно действие: изучить самостоятельно документы – приказы Минпросвещения. Чтобы я смог подняться на вторую ступень, есть два варианта: сделать два шага (по одной ступеньке за раз) или сразу подняться на вторую ступень. Например: первая ступень – я изучаю документы, первая и вторая ступени – изучая документы, думаю о плане действий.

2
Заместитель заведующего

Идем дальше. Третья ступень: я профессионал, я мастер, который принял вызов системы образования, хочу идти к цели.

3
Заместитель заведующего

Третья–четвертая ступени: я хочу это сделать, ищу способы.

4
Заместитель заведующего

Пятая ступень: я пытаюсь выполнить свой план, используя разные способы. Пятая–шестая ступени: есть цель, план, способы или действия, каков будет результат?

5
Заместитель заведующего

Седьмая ступень: остался один шаг к успеху, стоит ли идти обратно? Седьмая–восьмая ступени – это же так просто.

6
Заместитель заведующего

Вот практически вся информация, которая нужна вам для решения поставленных задач на пути к цели. Просто представьте, на какую ступень вы хотите подняться, а самое главное – с кем.

7

Часть 2. Игры 

30 минут

Чтобы проверить, как педагоги усвоили структуру и содержание ФОП ДО, заведующий совместно с заместителем и руководителями рабочих групп проводят деловые игры.

Заместитель заведующего

Давайте еще раз вспомним, на основании каких документов мы работали на I этапе. Мы с вами понимали, что эти документы взаимосвязаны. Основой для нашей работы на II этапе будет ФОП ДО.

1

Игра «Знатоки ФОП ДО»

5 минут

Старший воспитатель включает на экране презентацию к игре «Знатоки ФОП ДО». Цель: актуализировать знание нормативного документа, регламентирующего деятельность детского сада, – ФОП ДО. Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания о ФОП ДО как нормативном правовом документе.
2. Активизировать педагогическое мышление, стимулировать развитие активности.
3. Поддержать интерес к дальнейшему изучению документа.

Заместитель заведующего

Наша команда предлагает вам игру «Знатоки ФОП ДО». Сейчас вам нужно ответить на вопросы, представленные на экране. К каждому вопросу предложены варианты ответов, выберите один правильный.

Заместитель заведующего читает вопросы и варианты ответов начиная со слайда № 2. Педагоги отвечают на вопросы.

1
Заместитель заведующего

Отлично. Вы справились с заданием.

2

Игра «Пирамидка»

13 минут

Старший воспитатель включает на экран презентацию к игре «Пирамидка». 

Заместитель заведующего

Федеральная рабочая программа воспитания – часть ФОП ДО. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество – лежат в основе социального направления воспитания.

1
Заместитель заведующего

Мы с вами работали в команде, помогая друг другу, поддерживая друг друга. Для нас это ценно. Мы команда профессионалов. Сейчас вам предстоит показать свой командный дух.

2
Заместитель заведующего

Предлагаем вам игру «Пирамидка». Цель игры: актуализировать, систематизировать ваши знания о структуре ФОП ДО.

Участники игры делятся на четыре команды.

3
Заместитель заведующего

На столах вы видите вкладыши из детских пирамидок, на которых надписаны компоненты структуры ФОП ДО.

На экране в это время представлен второй слайд презентации.

4
Заместитель заведующего

Предлагаю вспомнить структуру ФОП ДО, что туда входит?

Педагоги отвечают: целевой, содержательный и организационный разделы.

5
Заместитель заведующего

Представитель каждой команды подходит ко мне, чтобы вытянуть жребий. Он поможет определить раздел программы.

6
Заместитель заведующего

Каждой команде необходимо будет собрать компоненты конкретного раздела ФОП ДО и построить из них пирамидку. Сделать это нужно, не прикасаясь к вкладышам руками. Закончив работу, презентуйте ваш результат.

Команды в течение 10 минут выполняют задание. После игры заместитель заведующего задает дополнительные вопросы командам:
– Какие еще знания по программе можно актуализировать, систематизировать игрой «Пирамидка»?
– Как вы думаете, какое количество участников можно охватить данной игрой?
– Что важно при работе в команде?
– Всегда ли получалось удержать пирамидку резинкой? Почему?

7
Заместитель заведующего

Уважаемые коллеги, команда «Знатоки ФОП ДО» благодарит вас за игру. Вы доказали, что очень важно начинать свой путь к успеху с изучения основных документов. Передаем слово команде «Знатоки УМК».

8

Ребусы по УМК

10 минут

Руководитель команды включает на экране презентацию к педагогическим ребусам по УМК.

Руководитель команды

Прежде чем перейти к ребусам, вспомним общие положения ФОП ДО.

1
Руководитель команды

Учебные издания, используемые при реализации программ, детский сад определяет с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной образовательной программы НОО (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2
Руководитель команды

Что может войти в УМК?

Педагоги отвечают. 

3
Руководитель команды

Чтобы ответить на вопрос, я процитирую рекомендации Минпросвещения по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.

4
Руководитель команды

«Комплектация учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО:
При комплектации учебно-методических материалов за основу берется ФОП ДО, предусматривающая реализацию всех пяти направлений развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
В комплект учебно-методических материалов включаются пособия для организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников (от 2 месяцев до 8 лет) по всем образовательным областям, пособия по педагогической диагностике, а также рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в ДОО.

Учебно-методические материалы могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы ДО и созданные в соответствии с ГОСТ Р 7.0.60-20206.
УМК могут быть дополнены развивающими дидактическими пособиями

для детей – рабочими тетрадями, альбомами, раздаточным материалом» (п. 4.3 письма Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03).

5
Руководитель команды

А сейчас, уважаемые коллеги, знатоки программ и технологий. Предлагаю отгадать ребусы УМК и вспомнить основные понятия, которыми мы пользуемся.

Педагоги отгадывают ребусы из презентации: слайды 11, 13, 14, 15, 16.

6
Руководитель команды

Команда «Знатоки УМК» готова работать дальше. Мы принимаем поставленную задачу о корректировке УМК. Передаем слово команде «Знатоки РППС».

7

Часть 3. Результаты анализа РППС 

10 минут

Старший воспитатель транслирует на экране презентацию про РППС к 3-й части педсовета.

Старший воспитатель

Уважаемые коллеги, наша команда в своей деятельности использовала документы:
 – ФГОС ДО;
 – ФОП ДО;
 – ФАОП ДО;
 – Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.

1
Старший воспитатель

В последнем документе раскрыто понятие РППС.

2
Старший воспитатель

«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (п. 2.1 письма Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03).

3

Старший воспитатель обращает внимание педагогов на 9-й слайд презентации с примерным перечнем оборудования и средств обучения из Рекомендаций Минпросвещения по формированию инфраструктуры.

Старший воспитатель

На основании приложения 6 «Примерные перечни оборудования и средств обучения» к Рекомендациям по формированию инфраструктуры наша группа провела мониторинг РППС.

4
Старший воспитатель

Одновременно с нами, уважаемые коллеги, вы проводили самообследование РППС на основании карт мониторинга, разработанных рабочей группой специалистов. Результаты самообследования демонстрируют общую картину по ДОО.

5
Старший воспитатель

Каждый год наш детский сад проходит мониторинг.

Старший воспитатель объявляет сроки, в которые детский сад проходит мониторинг РППС.

6
Старший воспитатель

Мы с вами к нему готовы. Необходимо только помочь организовать РППС (указывает возрастную группу), которые мы создали в сентябре 2023 года. Рекомендуем вам еще раз изучить Рекомендации Минпросвещения.

 

7

Часть 4. Диагностика профессиональных компетенций педагогов по реализации ОП ДО

10 минут

На экране появляется презентация «Диагностика профессиональных компетенций педагогов по реализации ОП ДО». 

Заведующий

Благодарю все команды – рабочие группы ДОО. Уважаемые коллеги, помимо того, что мы с вами изучали новые документы, проводили аналитику на соответствие образовательной программы, адаптированной программы, РППС, УМК, важно проанализировать еще один пункт по «Дорожной карте». Это готовность педагогических кадров к внедрению обновленного варианта ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО.

1

Заведующий обращает внимание педагогов на 3-й и 4-й слайды презентации.

Заведующий

Методическая служба ДОО, а именно заведующий, заместитель заведующего, методист, старший воспитатель, воспитатели и специалисты детского сада через наблюдение, просмотр образовательной деятельности с детьми, беседы с вами провели диагностику. На слайдах представлен выборочный анализ показателей и рекомендации по выходу из проблемного поля.

На 3-м слайде – вариант оформления результатов диагностики. На 4-м слайде –примеры рекомендации с учетом результатов диагностики.

2

Часть 5. Минута славы. Награждение

5 минут
Заведующий

Дорогие коллеги! Вы профессионалы своего дела. Мы с вами вошли во второй этап внедрения ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО. Еще много работы предстоит вашим командам знатоков. Хочу поблагодарить педагогов, проявивших себя на первом этапе работы.

1. За аналитические способности.

2. За умение вести команду к цели.

3. За креативность в создании РППС.

4. За взаимовыручку.

5. За работу с родителями.

6. За оригинальные идеи в работе.

7. За результативность в проектах ДОО.

1
Заведующий

Не бойтесь в чем-то ошибиться,

Пусть будет много неудач.
Идее суждено случиться,
Нет нерешаемых задач.

Твердят: «Ошибка – враг успеха!»,
Но это далеко не так.
Для сильных духом не помеха,
Не учится на них дурак.

Смелей вперед сквозь путь ошибок,
Что в твоих силах, делай все.

И несмотря, что путь уж гибок,
К успеху вскоре ты придешь.

2