Сценарий конспекта открытого занятия «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста

Участники
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатель.
Цель
Обобщить и систематизировать знания детей о семье.
Задачи
Образовательные: продолжить знакомство детей с понятием «семья» и с различными членами семьи; расширить словарный запас детей. Развивающие: развивать речь и познавательные навыки; развивать моторику и координацию движений. Воспитательные: воспитывать уважительное и заботливое отношение к своим родным и близким.
Материалы
Письмо от Чебурашки, иллюстрация с изображением Чебурашки, иллюстрации с изображением членов семьи, родословные деревья, мяч, солнце, лучики, красный человечек и зеленый человечек.
Примерное время
25 минут.

Предварительная работа.

Напишите письмо от вымышленного персонажа Чебурашки, которое будете использовать во время занятия. Письмо может содержать интересные факты о Чебурашке или выполнять функцию задания для детей. Также подготовьте иллюстрацию с изображением Чебурашки: нарисуйте или распечатайте картинку, чтобы дети могли визуально знакомиться с этим персонажем. Скачайте готовую иллюстрацию с изображением Чебурашки ниже.

Приготовьте иллюстрации, которые представляют членов семьи. Это может быть семейный фотоальбом или картинки, на которых изображены мама, папа, брат, сестра и другие родственники.

За две недели до занятия создайте родословное дерево для каждого ребенка, где они смогут указать своих родственников и отношения между ними. Деревья могут быть различными в зависимости от конкретной семьи, поэтому их можно нарисовать или распечатать. Для игры «Я люблю свою семью, потому что...» сделайте заготовки солнышка и лучиков.

Вводная часть

5 минут
Воспитатель

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. На нашем занятии будут присутствовать гости. Давайте дружно поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

1
Воспитатель

Ребята, что необычное вы видите в нашей группе?

Воспитатель выслушивает ответы детей, направляет.

2

Дети находят конверт, приносят воспитателю.

Воспитатель

Ребята, мне нужен ваш совет. Помогите, пожалуйста, как вы думаете, что внутри конверта? Что нам с ним делать? Откроем и узнаем, от кого оно пришло?

Воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображен Чебурашка.

3
Воспитатель

Ребята, вы узнаете, кто это?

Ответы детей.

4
Воспитатель

Правильно. Это Чебурашка. Давайте прочитаем письмо:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чебурашка. Хочу с вами поделиться тем, что я живу совсем один, один смотрю мультфильмы, один играю, один засыпаю, читаю книги. Мне одному очень-очень грустно. Хочу вас попросить, чтобы вы рассказали, что такое семья и кто такие родственники, чтобы я их смог найти. Буду ждать вашего ответа, до скорой встречи!»

5
Воспитатель

Ребята, расскажем Чебурашке, что такое семья и кто такие родственники?

Дети отвечают «Да».

6
Воспитатель

Для того чтобы рассказать Чебурашке о том, что такое семья и кто такие родственники, мы с вами воспользуемся моделью трех вопросов.

7
Воспитатель

Первый вопрос. Что мы знаем? Мы знаем с вами, что такое семья и кто такие родственники.

8
Воспитатель

Второй вопрос. Что мы хотим узнать? Мы хотим узнать, как называют каждого члена семьи, как можно ласково назвать члена семьи, что такое родословное дерево, что мы можем сказать о своих близких, у кого какие обязанности в семье, за что вы любите свою семью.

9
Воспитатель

Третий вопрос. Как мы узнаем? Можете спросить у воспитателя, обратиться к родителям, и они расскажут, также с помощью загадок, игр.

10

Основная часть

7 минут
Воспитатель

Ребята, что же такое семья?

Воспитатель слушает ответы детей.

1
Воспитатель

Молодцы. Семья – это родные нам люди, которые живут рядом с нами и окружают нас любовью и заботой. Семья является главной в жизни каждого человека. В семье тебя любят, верят в тебя и всегда ждут. Все члены семьи являются друг другу близкими людьми – родственниками. Они живут вместе и ведут совместное хозяйство, готовы помочь друг другу в сложных ситуациях. Каждый член семьи связан друг с другом особыми отношениями, которые называют специальным словом. А вот каким – мы с вами узнаем, если разгадаем загадки. Перед тем как отгадать загадки, мы с вами выполним кинезиологические упражнения, чтобы наш мозг лучше работал.

2
Воспитатель

Сейчас мы выполним упражнение «Дом – ежик – замок».

«Дом» – пальцы рук соединить под углом. Большие пальцы соединить параллельно; «ежик» – поставить ладони под углом друг к другу, пальцы одной руки расположить между пальцами второй; «замок» – ладони прижимать друг к другу. Пальцы переплести. Повторить 2–3 раза.

3
Воспитатель

Молодцы! А сейчас мы сделаем упражнение «Ухо – нос». Левой рукой возьмемся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

Упражнение дети повторяют 2−3 раза.

4
Воспитатель

Молодцы. А теперь внимательно слушаем загадки и отгадываем их.

Когда дети называют отгадку, воспитатель демонстрирует иллюстрации членов семьи.

5
Воспитатель

Кто варит, стирает, шьет,

На работе очень устает.

Просыпается раньше тебя,
Лишь заботливая...

Ответ: «Мама».

6
Воспитатель

Кто нас учит гвозди забивать?

И дает машину порулить,

И научит, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете ребята,
Это ваш любимый...

Ответ: «Папа».

7
Воспитатель

Кто любить не устает,

Пироги для вас печет,

Вкусные оладушки,
Это ваша...

Ответ: «Бабушка».

8
Воспитатель

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,
Ваш родной, любимый...

Ответ: «Дед».

9
Воспитатель

Какие вы молодцы! Рассказали Чебурашке о том, как называют каждого члена семьи.

10
Воспитатель

А сейчас давайте немного поиграем в игру «Ласковое словечко». Я вам буду показывать картинки, а вы называете, кто это из членов семьи. А затем говорите, как можно ласково назвать члена семьи.

Варианты ответов.
Дочь – доченька, дочурка.

Сын – сынок, сынуля, сыночек.

Папа – папочка, папуля.

Дед – дедушка, дедуля.

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка, сестричка.

Внук – внучок.

Внучка – внученька.

Брат – братишка.

11
Воспитатель

Молодцы. Всех назвали ласково.

12
Воспитатель

Ребята, давным-давно, когда люди жили большими семьями, они имели свои семейные традиции и обычаи. Чтобы передать их своим потомкам, они записывали все в специальную тетрадь, которая называлась «Родословная». Все записи, которые туда записывали, передавались от родителей их детям, от детей к внукам и правнукам. Записей со временем становилось столько много, что тетрадь стала похожа на дерево. Вы, наверное, помните, что совсем недавно вы со своими родителями делали свое родословное дерево?

Ответы детей.

13
Воспитатель

Ребята, давайте покажем Чебурашке и сами посмотрим, какие красивые деревья у вас получились.

Дети рассматривают деревья.

14
Воспитатель

Как называют эти деревья?

Ответы детей.

15
Воспитатель

Правильно. Это родословные деревья семьи, на котором вы поместили фотографии ваших родных и близких. У каждого получились разные и интересные деревья. Давайте внимательно рассмотрим их, и кто желает – расскажет нам о своем родословном дереве.

Выслушивают выступления 3–4 человек.

16

Физкультминутка

8 минут
Воспитатель

А сейчас предлагаю отдохнуть и продолжить рассказывать Чебурашке о семье. Выполним физкультминутку!

1

Длительность физкультминутки до 2 минут.

Воспитатель

Физкультминутка «Семейка».

Раз, два, три, четыре! (Хлопают в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Поднимают плечи, выполняя повороты в стороны.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши.)

Всех могу пересчитать; (Пересчитывают указательным пальцем.)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся наша семья. (Загибают поочередно пальцы на руках.)

2
Воспитатель

Ребята, давайте Чебурашке расскажем о своих близких людях. Для этого мы с вами поиграем в игру «Подбери словечко».

Игра «Подбери словечко».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч ребенку, называя члена семьи, а ребенку необходимо поймать мяч и вернуть его обратно, называя, какой он.

Мама (какая?) – добрая, терпеливая, нежная.

Папа (какой?) – строгий, сильный, умный.

Бабушка (какая?) – ласковая, старенькая, добрая.

Дедушка (какой?) – мудрый, старый, добрый.

Сестра (какая?) – веселая, старшая, младшая.

Брат (какой?) – сильный, слабый, старший.

3
Воспитатель

Ребята, молодцы! Столько приятных слов подобрали каждому члену семьи.

4
Воспитатель

У каждого из нас в семье есть свои обязанности, которые мы должны выполнять, тем самым помогая друг другу. Вы, ребята, помогаете дома своим родителям?

Ответы детей.

5
Воспитатель

Давайте расскажем об этом Чебурашке. Я думаю, ему будет полезно об этом узнать. Для этого мы с вами поиграем в интерактивную игру «У кого какие обязанности в семье?».

Воспитатель дает детям задание: картинка с изображением членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка). Необходимо соотнести обязанности с членами семьи.

6
Воспитатель

Я очень рада, что у каждого из вас есть такие замечательные семьи, где вас любят, заботятся о вас. Так хочется, чтобы Чебурашка тоже нашел своих близких, и, я думаю, мы ему помогли. Семья очень похожа на солнце, так как согревает каждого члена семьи своим теплом, уютом.

7
Воспитатель

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Дети отвечают, что солнышко. У него нет лучиков, и оно грустит.

8
Воспитатель

Ребята, что сделать можем? Как помочь? Подарим солнышку лучики, и оно сразу улыбнется. Для этого поиграем в игру «Я люблю свою семью, потому что...».

Игра «Я люблю свою семью, потому что...».

На столе лежат лучики, детям необходимо взять лучик и прикрепить его на доску к солнышку, сказав при этом хорошие слова о своей семье. Слова не должны повторяться. Например, «Я люблю свою семью, потому что хорошая, заботливая, большая, спортивная, гостеприимная...». Можно напечатать слова о том, какая семья, на листочках и приклеить их на лучики.

9
Воспитатель

Наше солнышко засияло. Оно благодарит вас за это. Мы это солнышко отправим Чебурашке, чтобы с помощью него он нашел своих родных и близких. А сейчас возьмемся с вами за руки и встанем в круг. Мы с вами большая и дружная семья. Хочу, чтобы мы с вами повторили одни важные слова все вместе: «Семья – это важно. Семья – это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!» Если в семье все заботятся друг о друге, помогают и понимают, то в такой семье всегда мир, дружба и любовь.

10

Заключительная часть

2 минуты
Воспитатель

Ребята, наше занятие подходит к концу. Вижу, что вы немного устали. Я слышала, что, если потереть свои ушки, можно почувствовать прилив сил и бодрости. Попробуем?

Педагог вместе с детьми трет уши.

1
Воспитатель

Теперь у нас появились дополнительные силы. Скажите, о чем мы сегодня с вами рассказывали Чебурашке? Чего мы хотели добиться? Зачем нам это?

Ответы детей.

2
Воспитатель

Каких членов семьи вы запомнили?

Ответы детей.

3

Рефлексия

3 минуты
Воспитатель.

Расскажите о своих впечатлениях? Что было самое необычное? Что было самое смешное? Какое из заданий вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

1
Воспитатель

Сейчас вам предлагаю выбрать сердечко нужного цвета. Эти сердечки обозначают ваше настроение после занятия. Красное – отличное, зеленое – грустное. Скажем до свидания нашим гостям. До свидания!

2

Автор сценария – Кудякова Ирина Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2», г. Чехов-2 Московской области