Сценарий познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»

Участники
Воспитатель, Дупловик, дети.
Цель
Расширить представление детей о времени года – осени; рассказать о характерных осенних явлениях; пополнить словарный запас новыми понятиями; развить наблюдательность и любознательность.
Задачи
Закрепить и расширить представления дошкольников об осени; рассказать о характерных явлениях этого времени года (листопаде, смене цвета лиственных деревьев); повторить понятия «фотосинтез», «хлорофилл», пополнить словарный запас новыми понятиями: бабье лето, пигмент, каротин; объяснить, почему осенью зеленые листья желтеют.
Материалы
Кукла Дупловик; разноцветные карточки (белая, голубая, синяя, зеленая, желтая, красная, оранжевая); карточки, на которых изображены кладовые с припасами; глобус.
Примерное время
45 минут.
Первая образовательная деятельность из тематического цикла для работы с детьми «Осенний Дупловик».

Вступительная часть

10 минут
Воспитатель

На смену теплым солнечным дням пришла ветреная пасмурная погода. Заметно похолодало, деревья поменяли свой наряд. Вы знаете почему?

1
Дети

Потому что наступила осень.

2
Воспитатель

Верно. Вслед за летом наступила осенняя пора.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на погоду за окном,
просит описать ее.

3
Дети

Идет дождь, дует ветер, листья стали желтыми и опадают.

4
Воспитатель

У каждого времени года есть свои любимые цвета. Давайте назовем любимый цвет зимы, лета, весны и осени.

5

Дидактическая игра «Разноцветный год»

5 минут

Воспитатель показывает карточки разных цветов. Дошкольники называют, какому времени года присущ тот или иной цвет. Например: любимые цвета зимы – белый, голубой и синий. У весны – зеленый. У лета много ярких цветов. У осени самый любимый цвет желтый, а еще красный и оранжевый.

Воспитатель

Ребята, вы уже знаете, что у каждого времени года свои природные явления. Об этом мы говорили с нашими сказочными гостями – стужатами, Весеней и Летиком. Сегодня у нас новый гость. Познакомьтесь с ним.

1

Воспитатель показывает куклу Дупловика.

Воспитатель

Он житель сказочного леса и похож на осеннего доброго гнома.

2

Воспитатель выразительно читает стихотворение «Дупловик».

Воспитатель

Кто живет в дупле-сторожке
С круглым маленьким окном
И гуляет по дорожке,
Как осенний добрый гном?
У кого в прическе хвоя,
А кафтанчик – из листвы?
Кто беседует с совою
Уважительно, на «Вы»?
Этот кроха слышит шорох
И далекий волчий рык,
Стелет мох в ежиных норах,
А зовется… ДУПЛОВИК!
Медвежатам неуклюжим
Он в лесу отыщет мед,
Листья осенью закружит,
Если веточку качнет.
Три кладовки держит в елке
Расторопный Дупловик.
У него на каждой полке
Есть орех и боровик.
Пташек, белок кормит дома,
Лося, зайку – под сосной.
И к малютке, как к родному,
Ходит весь народ лесной.

3

Рефлексия

3 минуты

Дети с воспитателем обсуждают Дупловика: на кого похож, с кем дружит, как помогает зверям. Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель

Как зовут нашего сказочного гостя? Где живет Дупловик? Чем он занимается в лесу? Сколько кладовок «держит в елке расторопный Дупловик»?

Воспитатель показывает картинку с изображением кладовой и предлагает посчитать, сколько там запасов.

1

Основная часть

30 минут
Дупловик

Здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень! Разноцветная, листопадная! Листья по ночам тихо шелестят и рассказывают мне свои секреты. Почему они летом зеленые, а осенью желтеют и краснеют?

Дети высказывают свои предположения.

1
Дупловик

Вы уже слышали от Весени про хлорофилл?

Дети рассказывают, что они знают про хлорофилл.

2
Дупловик

Слово пришло из греческого языка и означает «зелень листа». Хлорофилл – пигмент. Пигмент – это краситель, он окрашивает листья растений в яркий цвет. У хлорофилла этот цвет зеленый. Хлорофилл – кормилец растений, потому что они с его помощью получают питательные вещества. Вы помните, что такое фотосинтез?

Дети рассказывают, что они знают про фотосинтез.

3
Дупловик

Для такого сложного «завтрака» или «обеда» нужны вода, углекислый газ и свет. «Фото» по-гречески означает «свет», а «синтез» – «соединение». Но, кроме хлорофилла, зеленые части растений содержат и другие красители – желтый, оранжевый и красный. Желто-оранжевый пигмент называется каротин. Какого цвета морковка?

4
Дети

Оранжевого.

5
Дупловик

Правильно. Это она из-за каротина такая. Летом желтый, оранжевый и красный пигменты в зеленых растениях незаметны, потому что хлорофилла больше и он их скрывает, «закрашивает» зеленью. Давайте проверим это.

6

Изобразительная деятельность

15 минут

Дети берут альбомный лист, наносят на него немного желтой, красной и оранжевой гуаши. Затем на эти цвета наносят значительное количество зеленой гуаши, делают вывод.

Дупловик

Посмотрите, зеленая гуашь закрасила другие цвета, и их не видно. Также бывает летом с желто-оранжевым каротином и зеленым хлорофиллом. Но вот осенью, когда света и тепла становится меньше, растение перестает «питаться» – хлорофилл становится ненужным и исчезает. Поэтому листья приобретают желтые и красные оттенки. Хлорофилл быстрее исчезает на свету, то есть в солнечную погоду. И когда после долгих дождей наступает бабье лето, кроны деревьев всего за несколько дней окрашиваются в пестрые осенние краски.

1

Дупловик знакомит детей с приметами осени.

Дупловик

С прошлых времен сохранилось немало осенних примет, по которым наши предки могли определить, например, будет ли следующий год урожайным, зима теплой или холодной, лето дождливое или сухое.

2

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.

Воспитатель

Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме.

Если осенью паутина по растениям стелется – тепло будет.

Поздней осенью комары появятся, значит, зима будет мягкой.

Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, а если мало – сухая.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

3

Воспитатель читает детям стихотворение «Золотые кладовые».

Воспитатель

Драгоценности живые
На деревьях в октябре…
Золотые кладовые –
В парке, в сквере, во дворе,
В поле, в роще, на болоте,
На иголках у ежат.
И в сусальной позолоте
Ветки трепетно дрожат!
Небо выцвело белесо,
В перламутре облака.
Дождик бисерные слезы
Проливает на луга.
Раздает березкам осень
Россыпь листиков-монет.
Лишь у елок и у сосен
Золотых запасов нет!

4

Дети обсуждают с воспитателем стихотворение «Золотые кладовые». Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель

Почему стихотворение называется «Золотые кладовые»?

Каким деревьям осень раздает «россыпь листиков-монет»?

У каких деревьев «золотых запасов нет»?

Благодаря какому природному пигменту листья окрашиваются в зеленый цвет? А какому – в оранжевый и красный?

Почему осенью листья меняют свой цвет?

5

Продуктивная деятельность – пластилинография

15 минут

Воспитатель показывает детям готовую поделку и просит описать ее: что она представляет, из каких материалов изготовлена. Чтобы помочь дошкольникам, воспитатель демонстрирует лист дерева, из которого сделана поделка, а дети называют его – клен. Затем сообща придумывают название поделки.

Воспитатель

Все вы любите рисовать карандашами, фломастерами, красками, гуашью. А кто-нибудь пробовал рисовать пластилином?

Дети отвечают.

1
Воспитатель

Хотите, я научу вас?

Дошкольники еще раз внимательно рассматривают поделку, перечисляют цвета, замечают, что пластилин не просто накладывается на бумагу, а «размазывается» по ее поверхности. Воспитатель рассказывает, что это техника пластилинографии – пластилин наносится на бумагу мазками разными слоями. Дошкольники несколько раз четко проговаривают слово «пластилинография», запоминают его значение.

Перед каждым ребенком на столе лежит заготовка: плотный картон с прорисованным кругом, в центре которого – контур кленового листа. Дети раскрашивают картинку пластилином, используя «осенние» цвета. Остальную часть работы выполняют дома совместно с родителями: вырезают круг с уже нарисованной картинкой кленового листа, вставляют ее в рамку.

Воспитатель подсказывает, что изготовить красивую рамку для «пластилиновой картины» они могут из того же картона, используя атласную ленту и бусины. Позже работы размещаются на выставке осенних поделок.

2

Заключительная часть

5 минут
Воспитатель

Сейчас четко проговорите слова: пигмент-краситель, хлорофилл, каротин, фотосинтез, углекислый газ.

Затем дошкольники рассматривают глобус. Воспитатель задает им наводящие вопросы и подводит к выводу о том, что смена сезонов зависит от смены положения земной оси.

1