_Коррекционная программа по песочной терапии для детей с ОВЗ_

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Для детей ОВЗ, старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации 1 года

«Волшебный песок»

Разработала:
воспитатель МБДОУ Детский сад № 16
Ефимова Ирина Олеговна

Г.о Красноуральск 2024

2

Содержание.
Пояснительная записка
1.1 Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая
целесообразность…………………………………………………………….3 стр.
1.2 Цели и задачи образовательной программы дополнительного
образования…………………………………………………………………..4 стр.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы ………………….5 стр.
1.4Планируемые результаты освоения программы…. ……………………5стр.
Содержание программы
2.1. Iмодуль «развитие коммуникативной составляющей» …………….6 стр.
2.2.IIмодуль «развитие познавательной активности»……………………..8 стр.
2.3.IIIмодуль «развитие эмоционального интеллекта»…………………..10 стр.
Условия реализации программы............................................................11 стр.
Список литературы

3

1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность темы.
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного
дошкольного образования. Это означает установление федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию
можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком
для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок
– необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой
песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни.
Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо
особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это
важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях
много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно
применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно
раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам.
Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих
детей умными, образованными и успешными. Однако при такой высокой
интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать
также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями.
Тут и приходит на помощь песочная терапия.
Приоритет программы это
– эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя
формирование:
• творческого потенциала
• способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся
условиях;
• исследовательского интереса, познавательной активности.
Данная программа направлена:

на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие
способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый
продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление
психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии
в практику работы ДОУ.

4

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие
ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Новизна данной программы заключается в использовании
художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
 Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его
спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице
дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может
неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и
способностью
бесконечно
изменяться,
создавая
таким
образом
дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
 Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного
восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с
песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,
развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого
материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а
также способствует более интенсивному и гармоничному развитию
познавательных процессов.
1.2 Цели и задачи программы:
Цель:
1. Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием
песком.
2. Формирование психологического здоровья детей;
3. Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного
возраста;
4. Привлечение детей к активной продуктивной деятельности,
способствующей формированию всех психических процессов.
5. Профилактика
эмоционального
неблагополучия
через
эмоционально-творческое развитие дошкольников.
Основные задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);
2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования Программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей(ФГОС);
Обучающие:
 обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других
людей;
 учить выражать свою любовь;
 обучать рефлексивным умениям.
 учить выстраивать композиции на песке.
 закреплять представление об окружающем мире.

5

 овладеть техникой песочного рисования.
 обучать основам цвето- и свето-видения.
 знакомить с принципами анимации.
Развивающие:
 развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.
 развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
 развивать у детей интеллектуальные способности.
 развивать творческие способности учащихся.
 развивать познавательные и психические процессы: восприятие,
память, внимание, воображение.
развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала

ребенка.
развитие
коммуникативных
навыков,
установки
на

положительное отношение к себе.
развитие наглядно-образного, творческого и критического

мышления.
вырабатывать у ребенка положительные черты характера,

способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях

с песком, снижение психофизического напряжения,
воспитывать
актуализацию
эмоций
через
закрепление

положительного психологического состояния ребенка.
воспитывать нравственные качества по отношению к другим,

совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное
отношение к коллективу.
воспитывать желание заниматься самообразованием, работать

над собой, быть целеустремленным.
воспитывать эстетический и художественный вкус.

корректировать нежелательные черты характера и поведения.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Системность: в течение учебного года работа по программе
проводится систематически, в определённый день недели.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в
силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной
вовлечённости в процессе занятий.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий
для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность
ребёнка.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

6

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как
ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
 использование светового стола и песка для создания изображений;
 освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
 умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание,
линейный, щепотка);
 умение рисовать картины с использованием различных приемов и
рассказывать об их сюжете.
В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию
работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных
приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же
приёмы рисования, что использованы на рисунке).
2.
Содержание программы
Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения.
Содержание предусматривает обучение двух возрастных групп детей: 5-6, 6-7
лет. Занятия в каждой возрастной группе проходят в соответствии с
тематическим планом, с применением методов и форм занятий,
соответствующих психофизиологическим особенностям детей.
В каждой из возрастных групп используется разный уровень
самостоятельности при выполнении заданий.
Реализация каждого из модулей рассчитана на 15 часов, срок реализации
одного модуля -2,5 месяца.
Программа может быть реализована в объёме трёх модулей или по выбору с
учётом физиологических и психологических особенностей детей. Каждый
модуль имеет цели, прогнозируемые результаты и содержательную
завершённость.
Режим занятий.
Занятия проходят два раза в неделю по 30 минут для каждой возрастной
группы соответственно (5-6 лет, 6-7лет ).
Срок реализации программы – 1 учебный год
(Содержание программы представлено 3 самостоятельными модулями:)

2.1 I модуль «развитие коммуникативной составляющей»
В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, а
также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность

7

соотносить собственные желания и потребности с желаниями и
потребностями других людей.
Цель: эмоционально-личностное развитие. Модуль включает три вида
занятий:
1. игра с песком — в групповой песочнице;
2. рисование песком на специальных световых столах.
3. Рисование цветным песком на картоне
Помимо развития познавательных процессов, программа развивает
эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и
других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми,способность
саморегуляции и адаптации в новых условиях.
Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей
рисованием песком является:

развитие познавательные процессы (восприятие, внимание,
память, образно-логическое мышление, пространственное воображение),
процессы саморегуляции;

развитие сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал,
формировать коммуникативные навыки;

тренировка мелкой моторики рук;

гармонизация психоэмоционального состояния;

формирование установки на положительное отношение к себе.
Календарно-перспективное планирование
Модуль 1
№
Тема
занятия
1.
Волшебная страна

Содержание
Ознакомление детей со средством
рисования песком (световой стол, песок.)

2.

Песочная феерия

Ознакомление с приёмами рисования
песком

3.

Сказка на холсте

Ознакомление с основными жанрами
живописи

4.

Видимо-невидимо

Ознакомление с приёмами работы с песком
как художественным материалом

8

5.

Весёлые песчинки

Просмотр картин, нарисованных цветным
песком и песком на световом столе

6.

Радуга песка

Превращение белого песка во все цвета
радуги

7.

Магия песка

Арт-курс по рисованию песком

8.

Песочный мир

Построение в педагогической песочнице
песочного города

9.

Что значит быть
художником?

10.

Сказочный дворец

Изображение предметов с натуры с
помощью цветных мелков и передачи в
рисунке формы, фактуры.
Ознакомление с приёмами создания фона
(наброс и насыпание)

11.

Мир синего и белого Выражение с помощью цвета различных
цвета.
чувств и настроений, использование при
этом только два цвета песка: синий, белый:
задумчивость восторг, волнение,
ощущение,
волшебства тайны).

12.

Синее небо

Освоение, гармоничное заполнение всей
поверхности изобразительной плоскости.

13.

Что такое открытое
пространство?

14.

Мой детский сад
ранним утром.

15.

Страна чудес в
которой мы живём.

Наблюдение, умение замечать и передавать
изменение цвета, пространства и формы в
природе в зависимости от освещения:
солнечно, пасмурно, на разных форматах
картона.
Выражение в картине своих чувств,
вызванных состоянием природы - радости,
тревоги, грусти, горя, веселья, покоя.

2.2 Модуль «развитие познавательной активности»
 Познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из
потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от
рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в
процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у

9

ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше
нового.
 Цель: развитие познавательной активности Модуль включает три вида
занятий:
1. Метод рисования цветным песком.
Технологии работы:
- с цветным песком и клеем;
- с использованием дополнительных художественных материалов;
- динамическое рисование цветным песком.
2. Технология рисования песком на световом столе.
3. Методы работы с песком
Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей
рисованием песком является:
 развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти,
восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой
моторики и сенсорной сферы;
 гармонизация психоэмоционального состояния;
 развитие воображения и зрительного восприятия.
Календарно-перспективное планирование
№
Тема
Содержание
занятия
1.
Что мы знаем о
Овладение детьми приёмами рисования
песке
песком, создание фона
2.
Удивительный мир
Рисование на световом столе таких
элементов как: цветы, деревья, облака,
дождик, солнце, гор. Создание песочной
картины
Белый снег на
крыше
Однажды в новый
год…

Рисование дома зимой, на световом столе

5.

Новогодняя ночь

Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на
световом столе

6.

Формы из песка

Рисование геометрических форм белым
песком на прозрачном подносе

7.

Наши любимые
мультфильмы

Рисование главных героев из мультфильма

3.
4.

Создание картины из двух персонажей.
Рисование на подносе и на световом столе

10

8.

Мультик в гости к
нам пришёл

Закрепление
пройденного
создание песочной картины.

9.

Сам себе режиссёр

10.

Сказочные герои у
нас в гостях

Песочная анимация. Создание онлайн
фильма.
Обучение рисованию сказочных героев,
ознакомление со способами создания
фантазийных
образов,
развитие
творческого воображения.

11.

материала,

12.

Фантазёры

Рисование на свободную тему, выбор
светового стола, цветного песка.

13.

Транспорт

Рисование цветным песком на картоне
(с использованием клея).

14.
15.

День защитника
отечества.

Рисование открытки на световом столе.
Фотография открытки на 23 февраля

2.3 III модуль «развитие эмоционального интеллекта»
Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции,
достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию
эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким
образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному
росту. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является
способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё
влияние, интуитивно улавливать то,чего хотят и в чём нуждаются другие
люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть
обаятельным. В практическом понимании EQ - это «здравый смысл»
Цель: развитие коммуникативной составляющей. Программа
направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков
конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с
различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно
вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.
Основные задачи:

11

развитие познавательных процессов (восприятия, внимания,
памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения),
процессовсаморегуляции;

развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала,
формирование коммуникативных навыков;

развитие мелкой моторики рук;

гармонизация психоэмоционального состояния;

формирование установки на положительное отношение к себе.

Развитие воображения и зрительного восприятия


Календарно-перспективное планирование
№
Тема
Содержание
занятия
1.
Весенние цветы для Рисование цветным песком «весенние
2.
мамы
цветы» на подносах, групповая работа
3.

В гости к нам весна Весенняя сказка. Рисование на световых
пришла
столах.

4.

Что бывает весной?

5.

Солнечный день

6.

Маленькие творцы

7.

Разноцветный песок

Рисование
мандалы.
Индивидуальная
работа, на подносе с использованием
цветного песка. Индивидуальная работа

8.

Чудо песок

Рисование мандалы по подгруппам.

9.

Мандала

10.

Весенняя капель

Рисование мандалы на формате 2м х 2м
Рисунок выполняется детьми 2-х групп
Рисование цветным песком (свободная
тема)
Создание собственного мультфильма из
цветного песка на прозрачном подносе.

11.
12.

создание художественных образов на
основе природных форм, освоение разных
приемов рисования на камешках различной
формы.
Рисование солнца: «Световой стол, цветной
песок». Закрепление умения пользоваться
знакомыми приёмами (техниками), для
создания однотипных изображений.
Просмотр созданных работ

12

13.
14.
15.

Песочная фантазия

Понятия
«сценарий»
анимационного
ролика.
Разработка персонажей.
1 этап.
Рисование вымышленных персонажей на
альбомных листах, цветными карандашами.
2 этап.
Рисование цветным песком на подносах.
3 этап.

3. Условия реализации программы
Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами,
необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения
применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Список литературы.
1. Программа от рождения до школы. /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.
Васильевой, Т.С. Комаровой.
2. Программа эстетического воспитания дошкольников. Т.С. Комарова,
А.В. Антонова, М. Б. Зацепина.
3. «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т.Б
Братская, С. М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.
4. Программа эстетического воспитания дошкольников. Т.С. Комарова,
А.В. Антонова, М. Б. Зацепина.
5. «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т.Б
Братская, С. М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.
6. Грабенко
Т.
М.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т.
Д.
Г75
Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
7. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. –
Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.
8. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М:
ИНТ, 2010 – 94с
9. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр
Сфера. Москва 2003г.
10.Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий
Центр Сфера. Москва 2004г.

13

Терапия Sand-art
Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения,
развитие
тактильной
чувствительности,
создание положительного
эмоционального
настроя.
Для
реализации
поставленной
цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком:
«Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и
заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее
занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети
эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и
настроение в постройках из песка.
Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок
способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию
симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию
умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию
уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук,
благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и
расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с
песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также
развитию межполушарного взаимодействия.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и
песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо
вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки
превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический
песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти
2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает
аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не
оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы
настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что
завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из
песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной
игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки
ребенка.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:


плохой сон, ночные кошмары;



плохо развита мелкая моторика;



истерики, непослушание, капризы;

14


логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые
проблемы;



застенчивость, неуверенность в себе;



агрессия, тревожность;



нет взаимопонимания с родителями;



расстройства невротического характера;



недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);



психосоматические заболевания;



страх перед школой, садиком;



частая плаксивость (без повода);



ребенок пережил сильный стресс.
Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале
коррекционного курса:



Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;



Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;



Развитие воображения, творческого потенциала;



Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;



Развитие самооценки и уверенности в себе;



Адаптация в новой среде (детский сад, школа);



Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;



Формирование положительных черт характера.



Игры и упражнения с песком.
«Учимся считать».
Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.
Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от
киндер-сюрприза.
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку
нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В
пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и
подсказать вам, как ее найти.
Постепенно увеличиваем количество кучек.

15

«Карта сокровищ».
Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование картсхем, также она способствует развитию пространственного мышления и
воображения.
Для игры понадобится песочница с кинетическим космическим песком, набор
маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.
Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно
обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок
самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную
карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет
игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает
крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет
предметы в кинетическом песке, используя карту.
Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а
взрослых их ищет.
«Отгадай загадку».
В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра
помогает в развитии мелкой моторики и мышления.
Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и
маленькие игрушечки.
Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушкуответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он
должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.
«Веселая ферма».
Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать,
внимания, памяти.
Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и
маленькие игрушечки.
Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и
поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить
песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только
нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил
на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек.
Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По

16

аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное
поле и другое.
Игра «Необыкновенные следы».
Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев
ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях,
делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель,
имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
Игра «Найди отличие».
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем
показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый
дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение
ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и
ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Упражнение"Песочный дождик"
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть
песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик
и ветер.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего
кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на
песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук
делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком
руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение "Змейки"
Цель: снять эмоциональное напряжение
Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми
Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так,

17

как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову
и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.
Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства
Игра "Строители"
Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные
скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные
формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут
цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на
весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.
Игра "Волшебные превращения"
Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом
получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов
активно включаются в игру.
Игра "Цветные острова" (групповая)
Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать
с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать
миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам
друг друга, рассказывая о них.
Буквы

18

Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто
моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно
вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

“Разговор с руками”
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался,
что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую
игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить
ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками
или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.
Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не
любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору,
проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие,
они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются
своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками
и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего
вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого
промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела:
мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный
промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить
договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».