Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ Детский сад №16
Дополнительный раздел образовательной программы:текст ее
краткой презентации
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Детский сад №16
(далее Программа МБДОУ №16) - описывает содержание и условия осуществления
образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста в группах
общеразвивающей направленности и компенсирующей направленности.
Программа спроектирована на основе ФГОС ДО и ФОП ДО.
Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально- культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста.
Задачи Программы:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизни, достоинству, правам и свободам человека, патриотизму,
гражданственности, высоким нравственным идеалам, крепкой семье, созидательному труду,
приоритету духовного над материальным, гуманизму, милосердию, справедливости,
коллективизму, взаимопомощи и взаимоуважению, исторической памяти и преемственности
поколений, единству народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основеосмысления
ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности
на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию всех детей дошкольного возраста
с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
инициативности, самостоятельности и ответственности;
способностей
ребенка,
его
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
1) Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
МБДОУ №16 при организации содержания воспитательно - образовательного процесса в
соответствии с ФОП ДО.
МБДОУ № 16 функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, с
пребыванием 10,5 часов.
Воспитание и обучение в детском саду ведется на русском языке.
С учетом возрастных особенностей контингента воспитанников в учреждениисформировано
и функционирует 7 групп по возрастным характеристикам:
№
п/п
1
Название группы
Количество
Группа раннего возраста
11
3/8
2
1 младшая группа
10
1/9
3
2 младшая группа
14
5/9
4
Средняя группа
16
6/10
5
Старшая группа
15
7/8
6
Подготовительная группа
19
12/7
7
Группа компенсирующей
направленности
11
7/4
96
41/55
Всего
детей
Мальчиков/девочек
2) Используемые программы
Программа МБДОУ №16 разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Обязательная часть Программа МБДОУ №16 соответствует федеральнойобразовательной
программе.
Ссылка на федеральную программу
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028"Об
утверждении федеральной образовательной программыдошкольного образования"
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Номер опубликования: 0001202212280044
Дата опубликования: 28.12.2022
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
3) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются родительским договором,
включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессевзаимодействия.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья
детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные
действия родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
информирование
родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДОО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста,а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО;
просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и
образования детей;
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнѐрских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач;
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы
построения
взаимодействия с
представителями):
родителями
(законными
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребѐнка: в соответствии с Законом
об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребѐнка;
открытость: для родителей (законных представителей) доступна актуальнаяинформация
об особенностях пребыванияребѐнка в группе; каждому из родителей (законных представителей)
предоставлен свободный доступ в ДОО; междупедагогами и родителями (законными
представителями) происходит обмен информацией об особенностях развития ребѐнка в ДОО и
семье;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей): при взаимодействии педагог придерживается этики и
культурных правил общения, проявляет позитивный настрой на общение и сотрудничество с
родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную
информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в
интересах детей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных
представителей) в отношении образования ребѐнка, отношение к педагогу и ДО, проводимым
мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное
решение образовательных задач;
возрастосообразность:
при планировании и осуществлении взаимодействия
учитываются особенности и характер отношений ребѐнка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей раннего возраста),
обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Направления деятельности педагогического коллектива ДОО по
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся:
1.
построению
диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье
каждого обучающегося, еѐ запросах в отношении охраны здоровья и развития ребѐнка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также
планирование
работы
с
семьей
с
учѐтом
результатов
проведенного
анализа;
согласованиевоспитательных задач;
просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей
раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в
области ДОО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного
возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
условиях пребывания ребѐнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с
детьми;
консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребѐнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в т.ч. с ОП в условиях семьи; особенностей
поведения и взаимодействия ребѐнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных
ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских
деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку
образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей раннего идошкольного
возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей)в вопросах
здоровьесбережения ребѐнка:
1. информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое
здоровье ребѐнка (рациональная организация режима дня ребѐнка, правильное питание в семье,
закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический
микроклимат в семье и спокойное общение с ребѐнком и другое), о действии негативных
факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих
непоправимый вред здоровью ребѐнка;
2. своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим
показаниям;
3. информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а
также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4. знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями,
проводимыми в ДОО;
5. информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на
развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT- технологий (нарушение
сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации
и общения и другое).
Направления
деятельности педагога по взаимодействию с родителями
(законными представителями):
диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические
срезы, индивидуальные блокноты, педагогические беседы с родителями (законными
представителями); дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов
деятельности детей и так далее;
просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы, тренинги и ролевые
игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные
проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных представителей); сайт ДО
и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ
родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные
праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги,
знакомство с семейными традициями.