14.Индивид проррамма на ребёнка с УО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад№16

Согласовано
Родительский комитет
МБДОУ «Детский сад 16

от 28 .08.2024 г. №3

Принята
на заседании
педагогического совета
протокол
от 28.08.2024 г. №3

Индивидуальная программа коррекционной работы обучающегося 7 лет
С умственной отсталостью
(нарушением интеллекта )
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 16

2024-2025учебный год

ФИО ребёнка: Нестеров Иван
Год рождения:22.09.2017г.р.

Составили :
Воспитатель: Ефимова И.О.
Муз. руководитель : Селяева О.О..
Инструктор по физ.культ. Рейн С.А.
учитель-логопед- Волкова Е.В.
педагог- психолог Есина Е.Г.

г.о. Красноуральск 2024

1

2

Содержание

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка ................................................................................................... 3
1.1 Цель и задачи Программы…........................................................................................... 3
1.2 Психолого-педагогическая характеристика ребенка..................................................... 3
1.3. Планируемые результаты ................................................................................................. 6
II. Содержательный раздел
1. Блок. Содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям в
соответствии с ФГОС ДО ..................................................................................................... 7
2. Блок. Направления и содержание работы по коррекции нарушений развития
детей ...................................................................................................................................... 16
3 Блок. Организация взаимодействия с родителями (законными
представителями) … ..................................................................................................................17
III. Организационный раздел
1. График индивидуальных занятий обучающегося ................................................................ 19
2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ............... 19
3. Материально-техническое обеспечение ............................................................................... 23

2

3

I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Индивидуальная программа коррекционной работы (далее - Программа) разработана на
основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность
воспитательно-образовательной работы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушенямие).
Согласно заключению ПМПК (№ 645, дата от 21.05.2021) ребенку рекомендована АОП и
определены специальные условия для получения образования обучающегося с ОВЗ,
инвалидностью.
В индивидуальной программе специалистами отражены направления коррекционной
работы по образовательным областям.
По заключению ПМПК рекомендовано: Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации Программы: 1 год.
1.1.Цель и задачи АОП:
Цель Программы – создание благоприятных условий для коррекции высших психических
функций, формирования всех видов детской деятельности и формирование ориентировки в
жизненных ситуация.
Коррекционные задачи направлены на формирование возрастных психологических
новообразований и становление различных видов детской деятельности обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, которые происходят в процессе организации
специальных занятий при преимущественном использовании коррекционных подходов в
обучении.
Решение вышеуказанных в Программе цели и задач обучения и воспитания
возможно только при систематической и целенаправленной поддержке каждого ребенка
педагогами и специалистами, оказании ему эмоциональной помощи в период адаптации к
дошкольной образовательной организации.
От педагогического мастерства каждого педагогического работника (воспитателя,
учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.), его культуры, любви к
детям, профессионального взаимодействия между собой зависит динамика общего и
социального развития каждого ребенка.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Информационные сведения
1. Фамилия, Имя, Отчество ребенка Нестеров Иван Савельевич
2. Дата рождения: 22.09.2017
3. Домашний адрес: г.о Красноуральск ул. Старателей дом 17А
Сведения о семье:
а) социальный статус семьи, краткая характеристика :
ребёнок воспитывается в семье опекунов Прокопенко Григрия Николаевича, Прокопенко Анны Сергеевны. В семье так
же проживает опекаемый Роман Савельевич, родной брат Ивана, и родная совершершеннолетняя дочь опекунов.
Семья благополучная для опекаемых детей созданы все условия для комфортного проживания в данной семье

3

4
4. Краткая характеристика на ребенка.

Дата посещения ребенком возрастной группы с 01.03.2024года
Ребенок поступил в МБДОУ на основании заключения ПМПК №645(21.05.2021). Рекомендована

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коллегиальное заключение психолого-педагогического МБДОУ Д/с 16
Дата «03» июня 2024
Общие сведения
ФИО обучающегося: Нестеров Иван
Дата рождения, обучающегося: 22. 09. 2017.
Группа: коррекционная.
Обучается по АООП дошкольного образования МБДОУ Д/с№16, согласно возрасту

Коллегиальное заключение ППк
1.Выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении,
адаптации (исходя из актуального запроса)
1.1.Познавательное развитие
В познавательной деятельности активности не проявляет, часто отвлекается, быстро утомляется,
временной интервал занятия не выдерживает. Познавательные процессы на низком уровне:
внимание не устойчивое, память кратковременная, практически не развита мелкая моторика, не
умеет пользоваться ножницами и карандашом, частично сформирована координация движений.
Интереса к продуктивным видам деятельности не проявляет, задания выполняет только с помощью
взрослого. Не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий.
Эмоциональное состояние ребенка характеризуется пассивностью. Развитие самооценки не
соответствует возрастной норме. Проявлений агрессии и негативизма не наблюдается.
1.2.в речевом развитии
У ребенка системное недоразвитие произносительной стороны речи. Артикуляционный аппарат без
особенностей. Снижены объём и качество движений органов артикуляции. Звукопроизношение и
слоговая структура грубо нарушены. Обращённую речь понимает. Фонематический слух не развит.
Ребёнок использует простые предложения. Фраза аграмматичная. Словообразование и
словоизменение не сформированы. Объём и качество словаря значительно снижены. Не обобщает.
Не знает цвета, фигуры. Детёнышей животных не называет. Связная речь не развита.
1.3. Социально-коммуникативное
У мальчика имеются затруднения в коммуникативной сфере, малообщительный, во
взаимоотношениях с детьми ведет себя настороженно. На контакт с взрослыми идет не сразу, только
после привыкания. В коллективных играх участие принимает редко, чаще предпочитает играть один.
Запас знаний об окружающей действительности ограничен. Правила и социальные нормы, принятые
во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, старается соблюдать. В повседневной жизни к
самостоятельности не стремится, в отношениях с мамой проявляет привязанность и зависимость, при
расставании огорчается и плачет.
Меры, необходимые для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания
психолого-медико-педагогической помощи.
Специалисты
сопровождения
Воспитатель

Направления работы

Периодичность

Занятия
по
сенсорному Еженедельно
развитию, развитию общих
движений.
Постоянно
Занятия по формированию

4

5

Педагог- психолог

предметной
деятельности,
предпосылок к игровой и
продуктивной деятельности.
Занятия по формированию
навыков
и
привычек
общественного поведения.
- Развитие познавательных
1 раз в неделю
процессов;
- Коррекция и развитие
компетенций
коммуникативной и
эмоционально-волевой
сферы;
- Развитие пространственновременных представлений.

Учитель –логопед

- развитие психологической
базы речи;
- развитие фонематического
слуха и восприятия;
- формирование
полноценного
звукопроизношения и
слоговой структуры;
- развитие лексикограмматической стороны
речи;
- расширение словарного
запаса;
- развитие связной речи.

2-3 раза в неделю
индивидуально и 2 раза в
неделю групповое.

Вывод:
По итогам психолого-педагогического обследования наблюдается незначительная положительная
динамика в развитии, уровень актуального развития ребенка оценивается как средний, в некоторых
параметрах – уровень ниже среднего.
Рекомендовано:
- продолжать реализацию индивидуальной программы коррекционной работы по всем
образовательным областям;
- вносить дополнительные корректировки в Программу (в случае необходимости);
- посещать регулярно индивидуальные коррекционно-развивающие
мероприятий педагогических работников (направления коррекционной работы, согласно
заключения ТПМПК):
Педагог-психолог:
коррекция и развитие компетенций коммуникативной и
эмоционально-волевой сферы, развитие произвольной регуляции деятельности,
пространственно-временных представлений.
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.
Специалистами ПМПК рекомендовано комплексное медицинское сопровождение.
1.3.Планируемые результаты
К концу дошкольного возраста обучающиеся могут научиться:
5
- называть свое имя, фамилию, возраст;
- называть город (населенный пункт), в котором ребенок проживает;

6

-

называть страну;
узнавать сигналы светофора, уметь переходить дорогу на зеленый сигнал
светофора;
узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар,
парикмахер, продавец, почтальон, шофер;
выделять на картинках изображения предметов транспорта, мебели, посуды,
продуктов питания и др.:
выделять на картинках изображения инструментов, школьных принадлежностей и
называть их;
различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть некоторые из них;
называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и
домашних птиц и их детенышей;
определять признаки четырех времен года;
различать части суток: день и ночь.

6

7

II. Содержательный раздел
1. Блок. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО
Планируемый результат
Работа с родителями
№
Образовательная
Содержание коррекционно-педагогической
п/п| область (НОД)
работы
(рекомендации)

Социально-коммуникативное развитие

Социальное
развитие и
ознакомление с
окружающим

формирование личностно-ориентированного
взаимодействия педагога с ребенком при
использовании различных форм общения
(эмоционально-личностное, ситуативно-деловое,
предметно-действенное);
формирование представлений о самом себе
и воспитание элементарных навыков для
выстраивания адекватной системы положительных
личностных качеств, позитивного отношения
ребенка к себе («Я сам»);
развитие сотрудничества ребенка с
педагогом и другими детьми, воспитание навыков
продуктивного взаимодействия в процессе
совместной деятельности («Я и другие»);
формирование адекватного восприятия
окружающих предметов и явлений, воспитание
положительного отношения к предметам живой и
неживой природы, создание предпосылок и
закладка первоначальных основ экологического
мироощущения, нравственного отношения к
позитивным национальным традициям и

- имеет представление о себе,
совершает открытие своего «Я»;
- выделяет себя в мире вещей и других
людей;
- приходит к осознанию своего «Я»: через формирование и пробуждение
«личной памяти»;
- через появление своего жизненного
опыта, зафиксированного в словесном
плане;
- через приобщение к жизни близких
людей;
- через становление ценностных
ориентиров, связанных с возрастной и
половой принадлежностью.

Продолжать
знакомить с
предметами
ближайшего
окружения и
назначения их в
домашних условиях.

8

Обучение игре

общечеловеческим ценностям («Я и окружающий
мир»);
формирование культурно-гигиенических
навыков (воспитание самостоятельности в быту):
формирование культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания представляет собой
начальный этап в становлении его
самостоятельности ребенка. Процесс обучения
культурно-гигиеническим навыкам дошкольников с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляется с учетом личностноориентированных моделей воспитания и быть
направлен на создание реальных возможностей в их
самообслуживании. Ребенок, достигая успеха в
овладении культурно-гигиенических навыков,
становится умелым, более независимым от
педагога, уверенным в своих возможностях.
Данный результат создает мотивационную основу
для коррекции (как в психическом, так и в
личностном плане), имеющихся отклонений у
ребенка и обеспечивает последующую его
социализацию.
формирование предметных действий, игры:
специалист, проводящий данную работу, должен
научить обучающихся целенаправленным
действиям: брать и класть предмет, перекладывать
его из одной руки в другую, прослеживать взглядом
за перемещающимся предметом, доставать

С помощью взрослого включается в
игровую ситуацию, принимая роль в
знакомой игре.
Отражает в играх взаимоотношения

Наблюдать за трудом
взрослых на улице, в
помещении (магазин,
больница, во время
поездок и т.д).
Совместно

9

предметы из коробки, открывать и закрывать
коробки, накрывать кастрюли крышками, подбирая
их по размеру;
формированию предметно-орудийных действий
(держать шарик за веревочку, катать движущиеся
игрушки, возить машинку за веревочку, ловить
рыбок сачком, пересыпать ложкой крупу) и
предметно-игровых: закладывает основы для
возникновения у обучающихся специфических
манипуляций и предпосылок к типичным видам
детской деятельности.

между людьми;
Под руководством взрослого участвует
в сюжетно-ролевых играх («Семья»,
«Детский сад»), играх-драматизациях
«Колобок», «Репка» и др.

проигрывать реальные
ситуации.

Познавательное развитие

Сенсорное
восприятие

- развитие зрительного восприятия, внимания,
формирования целостного образа предметов;
- развитие слухового внимания и восприятия;
- развитие тактильно-двигательного и вкусового
восприятия;
- формирование у обучающихся образовпредставлений в рамках упомянутых выше
анализаторов и в русле игровой и продуктивных
видах детской деятельности.
Проведение игр, развивающих сенсорное
восприятие: «Подбери по форме (цвету, величине),
«Собери целое» (собери разрезную картинку из
частей), «Что к чему и почему?», «Зашумленная
картинка», «Узнай по контуру», «Собери бусы»,

Различать
свойства
и
качества
предметов: маленький-большой-самый
большой,
Доставать
знакомые
предметы из «волшебного мешочка»
по тактильному образцу (выбор из
двух).
Складывать разрезную
картинку из трех частей.

предметную

Выполнять группировку предметов по
заданному признаку (форма, величина,
цвет).

Использование игр и
упражнений,
развивающих
сенсорное восприятие
в домашних условиях.

10

«Найди пару», «Узнай на ощупь», и др.
Формирование
мышления

- развитие наглядно-действенного мышления;
- развитие наглядно-образного мышления;
- становлению элементов логического мышления;
- развитие ориентировочной деятельности и
познавательной активности.
- формирование мыслительной деятельности: уметь
анализировать,
классифицировать,
обобщать,
рассуждать, устанавливать причинно-следственные
связи и отношения.
Проведение игр и игровых упражнений на развитие
мышления: «Четвертый лишний», «Размышляй-ка»,
«Нелепицы», «Что к чему и почему?»,
«Ассоциации», «Обобщения» и др.

Выражать эмоциональное отношение
к самостоятельным предметным и
предметно-игровым действиям.
Владеть предметными действиями в
соответствии с функциональным
назначением предметов.
Устанавливать взаимосвязи между
основными компонентами
мыслительной деятельности:
действием, словом и образом.

Проводить в
домашних условиях
игры на нахождение
одинаковых
предметов: «Найди
пару», «Что для чего»,
и т.д.

Использовать предметы-заместители в
проблемно-практических ситуациях.
Пользоваться методом проб как
основным
способом
решения
проблемно-практических задач.

Формирование
элементарных
количественных
представлений

- формирование количественных представлений с
учетом ведущей и типичных видов деятельности
(игровой и изобразительной), на занятиях по
математике использовать элементы рисования и
сюжетно-дидактических игр с математическим
содержанием;
-формирование счетных операций с множествами
(пересчет, сравнение, преобразование) в пределах
четырех и пяти; решать арифметические задачи на
наглядном материале в пределах пяти, по

Научиться сравнивать множества по
количеству, используя практические
способы сравнения (приложение и
наложение)

Считать и
пересчитывать
предметы, игрушки,
изображения на
картинках в
Пересчитывать предметы в пределах 3- домашних условиях
5.
Осуществлять группировку предметов

11

представлению и отвлеченно в пределах четырех.
- расширять и углублять математические
представления обучающихся, учить пользоваться
условными символами (цифрами) при решении
арифметических задач, выполнении
арифметических действий;
- знакомить с цифрами в пределах пяти;
- учить устному счету до десяти в прямом порядке
и от семи в обратном порядке;
- способствовать осмыслению обучающихся
последовательности чисел и места каждого из них в
числовом ряду;
- учить счету от заданного до заданного числа в
пределах десяти.
Проведение игр и игровых упражнений:
«Весёлый счет», «Математический планшет» (на
магнитах), «Поровну — не поровну», «Больше —
меньше», «Логический поезд» и др.

по количественному признаку с опорой
на образец.

Речевое развитие

Развитие речи и
коммуникативных
способностей

- овладение детьми устной коммуникацией как
средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие слухового внимания и слухового
восприятия;
- развитие фонематического слуха;
развитие связной, грамматически правильной
диалогической речи;
- развитие и коррекция звуковой и интонационной
культуры речи;
- развитие мелкой моторики, подготовки руки к

Уметь
выражать
свои
мысли,
наблюдения
и
эмоциональные
переживания
в
речевых
высказываниях.
Употреблять
в
речи
названия
предметов и детенышей животных с
использованием
уменьшительноласкательных суффиксов.
Использовать
в
речи
имена
существительные
и
глаголы
в
единственном
и
множественном

Постоянный разговор
с ребенком дома;
- многократное
проговаривание
обычных ситуаций;
- говорить с
ребенком простыми,
короткими фразами,
понятными для
ребенка.
- использовать

12

письму;
- формирование умения выполнять звукобуквенный анализ слова, как важных предпосылок
к обучению грамоте.
Логопедическая
работа

- расширение понимания речи;
- совершенствование произносительной стороны
речи;
- совершенствование тонкой ручной моторики;
- развитие ритма;
- развитие дыхания;
- развитие речевого дыхания и голоса;
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие зрительного и слухового восприятия,
внимания, памяти.

числе.
Строить фразы и рассказы, состоящие
из трех-четырех предложений, по
картинке.

различные приемы
разговорной речи
(объяснение,
комментирование
действий ребенка).
Уточнять и расширять словарный Выполнение
запас (использовать дидактические артикуляционной
игры, настольно-печатные).
гимнастики и заданий
Расширять объем фразовой речи.
учителя-логопеда в
Формировать грамматический строй
домашних условиях
речи.
Развивать понимание грамматических
форм существительных и глаголов.
Осуществлять
работу
по
словоизменению и словообразованию.
Продолжать коррекцию
звукопроизношения (постановка
согласных звуков, автоматизация и
дифференциация звуков).
Активизировать диалогическую речь
(использовать элементы
театрализованной игры).
Способствовать подготовки к грамоте.
Овладение элементами грамоты.

Художественно-эстетическое развитие
Лепка

Знакомство с пластичными материалами (глиной,
тестом, пластилином).
Усвоение способов передачи основных признаков
предмета (формы и величины).

Уметь обследовать предмет перед
лепкой - ощущать форму предмета;
Создавать лепные поделки отдельных
предметов по образцу.

Рекомендовать
родителям:
Закреплять навыки
лепки

13

Аппликация

Рисование

Формирование способов обследования предметов
(ощупывания) и выделение его формы.
Развитие умения концентрировать внимание
ребенка на предмете, а выполняемые действия по
обследованию предмета закреплять в слове, сначала
пассивно воспринимаемом, а затем и в активной
речи ребенка.
Определение контура предмета, который затем
ляжет в основу графического образа предмета.
Развитие изобразительных навыков.
Формирование умения изобразить предмет той или
иной формы.
Развивать умение располагать правильно на листе
бумаги заготовки аппликации, рассказывая о
последовательности их наклеивания;
Воспитывает эмоциональное отношение к миру.
Развивает восприятие, зрительно-двигательную
координацию, перцептивно-моторные умения и
навыки, образную сферу в целом.
Формируют элементы учебной деятельности умение принять задачу, удержать ее в ходе
выполнения задания, первичную элементарную
самооценку.
Способствуют нормализации поведения ребенка,
наполняют
смыслом
его
самостоятельную
деятельность.
Создавать условия для развития и закрепления у
детей интереса к процессу и результатам
рисования.
Учить детей использовать разнообразные цвета и

по образцу.

Уметь ориентироваться в пространстве
листа бумаги, работая по образцу:
вверху, внизу, посередине слева,
справа.
Выполнять аппликацию по образцу, а
конструкции - по представлению и
речевой инструкции;

Правильно располагать рисунок на
листе бумаги, ориентироваться на
словесную инструкцию взрослого.
Пользоваться изобразительными
средствами и приспособлениями –
карандашами. красками
,фломастерами.
Выполнять рисунки по
предварительному замыслу

Рекомендовать
родителям: закреплять
с ребенком
последовательность
действий при
выполнении работы.

Предлагать
родителям: рассказать
и показать
последовательность
действий при
выполнении работы.

Предлагать
родителям:
участвовать в
выполнении

14

Конструирование

Ручной труд

цветовые оттенки в изображениях предметов и
явлений окружающей природы.

коллективных
изображений.

Овладевает моделированием пространства и
отношениями,
существующими
между
находящимися в нем предметами.
Формируется способность преобразовывать
предметные отношения различными способами надстраиванием, пристраиванием,
комбинированием, конструированием по условиям
(«Построй домики для зайчика и ежика»),
конструирование по собственному замыслу.
Способствует формированию игровой
деятельности, развитием речи и другими видами
продуктивной деятельности.
Развивать умение создавать самостоятельные
предметные постройки, постепенно переходя к
созданию сюжетных композиций;

Предлагать родителям
поучаствовать в
выполнение
совместных
построек и
обыгрывание их.

Воспитывать
эмоционально
положительное
отношение к собственным поделкам. Формировать
навыки и умения работы с бумагой, картоном,
конструкторами, природным материалом.
Закреплять у ребенка интерес к трудовой
деятельности.
Продолжать учить детей работать по образцу и
словесной инструкции.

Уметь различать конструкторы
разного вида и назначения;
Создавать по просьбе взрослого
предметные и сюжетные конструкции.
выполняемые детьми в течении года.
Выполнять постройки по
предварительному замыслу.

Уметь проявлять интерес к трудовой
деятельности и ее результатам;
Выполнять элементарные ,знакомые
поделки из бумаги, природного
материала ,ткани, ниток.
Выполнять знакомые поделки по
образцу
и словесной инструкции.

Физическое развитие

Предлагать
родителям выполнять
коллективные работы
из бросового
материала.

15

Развитие ручной
моторики

Способствовать развитию рук ребенка,
формирование хватания, становления ведущей
руки, согласованности действий обеих рук,
выделению каждого пальца. В ходе проведения
занятий у обучающихся отрабатываются навыки
удержания пальцевой позы, переключения с одной
позы на другую, одновременному выполнению
движений пальцами и кистями обеих рук. Эти и
подобные им движения выполняются в сочетании с
речевым сопровождением и с опорой на зрительные
и тактильные образы-представления. Развитие всех
видов ручной моторики и зрительно-двигательной
координации служит основой для становления
типичных видов детской деятельности, является
предпосылкой для становления устной и
письменной речи, а также способствует
повышению познавательной активности
обучающихся.
Продолжать развивать у ребенка зрительнодвигательную координацию.
Формировать умения выполнять задания с мелкими
предметами по подражанию действиям взрослого,
по образцу, по словесной инструкции.
Формировать у ребенка специфические навыки в
действиях рук – захват предметов (или сыпучих
материалов) указательным типом хватания.

Брать мелкие предметы указательным
типом хватания.
Выполнять знакомые движения руками
и пальцами по подражанию, слову,
образцу.

Выполнение
речедвигательных
миниатюр и
пальчиковых игр.

16

2 Блок. Направления и содержание работы по коррекции нарушений развития обучающегося
Направления
Задачи
Программно-методическое обеспечение
Формирование мышления

Сенсорное развитие

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование культурногигиенических навыков
Развитие речи и коммуникативных
способностей

Формирование элементарных
математических представлений

Формирование мыслительной деятельности
детей, активизации познавательной
деятельности посредством системы
целенаправленных занятий.
Развитие сенсорного восприятия, внимания,
памяти, речи, мышления, мелкой моторики
через систему комплексных занятий.

Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с
отклонениями в развитии» с приложением «Нагляднодидактический материал по формированию мышления»

А.А.Катаева , Е.А.Стребелева «Дидактические игры и
упражнения в обучении умственно отсталых
дошкольников»
М.В.Ильина «Чувствуем-познаем-размышляем»
Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с
детьми»
Использовать нейропсихологический подход, А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с
кинезиолгоические упражнения для развития гиперактивностью» с программой
общей и мелкой моторики, внимания,
нейропсихологической коррекции и сопряженной
контроля и саморегуляции поведения.
гимнастики, кинезиологическими упражнениями.
О. Крупенчук «Пальчиками играем – речь развиваем!»
Прививать культурно-гигиенические навыки Чтение художественных произведений К.И. Чуковского
и навыки самообслуживания.
«Мойдодыр», А. Л.Барто «Девочка чумазая» и др.
Расширять представления ребенка об
О.Н.Новиковская «Умные пальчики. Игры для развития
окружающем мире, словарный запас.
речи». Представленный в книге материал
Пальчиковые игры улучшают внимание и
систематизирован по тематическому принципу,
память, помогут выработать терпение и
предложенные игры помогают научиться свободно
усидчивость, способствуют развитию
владеть своими пальчиками.
творческих способностей ребенка.
Формировать представления о возможности
О.А. Романович «Дошкольная математика для детей с
создания множеств;
ОВЗ» (сценарии НОД) с приложениями «Альбом
Упражнять в определении состава числа, и
упражнений с разрезным раздаточным материалом»,
«Демонстрационный материал»
др.

17

Развитие продуктивной и
конструктивной деятельности
Формирование элементарных
представлений об окружающем

Форма
взаимодействия
(мероприятие)
Консультация для
родителей по итогам
вводной диагностики на
начало учебного года

Знакомить и применять в творческой
деятельности нетрадиционные техники
изодеятельности
Закреплять и актуализировать знания по
лексическим темам через систему игровых
развивающих заданий.

Н.И. Давыдова «Пластилинография»,
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском
саду»
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с
окружающим миром» конспекты занятий с детьми 5-6
лет. В данном учебно-методическом пособии
предполагается система коррекционной работы по
ознакомлению с окружающим и развитию речи, а также
игровые упражнения по развитию познавательной
сферы ребенка.

3 Блок. Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
Содержание работы
Планируемый
Сроки
результат
Познакомить родителей с результатами
вводной диагностики

Составление и
Коллегиально разработать Программу
знакомство родителей с всеми специалистами, работающими с
Программой
ребенком.
коррекционной работы на
текущий учебный год

Определить индивидуальный
план совместной работы с
ребенком по закреплению
изученного материала в
домашних условиях.

Сентябрь 2024г.

Познакомить родителей с
Октябрь 2024г.
Программой на ребенка и
подписать её родителями
(законными представителями)

Участники

Специалисты

Специалисты,
воспитатель

18

Анкетирование
родителей (законных
представителей)

Выявление образовательных запросов
родителей и оказание необходимой
помощи

Совместное сотрудничество

Посещение
индивидуального
коррекционного занятия
специалистов

Информирование родителей о актуальном
уровне развития ребенка.

Заинтересованность
Декабрь 2024г.
родителей в успехах ребенка,
желание помочь.

Консультация
Информирование родителей (законных
«Подготовка пакета
представителей) о подготовки пакета
документов на школьную документов к школьной ПМПК
ПМПК»
Мастер-класс «Дома
играем – детей
развиваем!»

Определение программы
дальнейшего обучения
ребенка при переходе с одного
уровня образования на другой.

Рекомендовать родителям игровые приемы Заинтересованность
и развивающие упражнения для
родителей в успехах ребенка
закрепления изученного материала с
ребенком в домашних условиях.

Общее родительское
собрание «Достижения
наших детей»
Индивидуальное
Познакомить родителей с результатами
консультирование
итоговой диагностики по завершению
родителей по результатам учебного года
итоговой диагностики
обучающегося

Определить индивидуальный
план совместной работы с
ребенком по закреплению
изученного материала в
домашних условиях.

Ноябрь 2024г.

Специалисты ,
Воспитатель

Специалисты,
воспитатель

Специалисты
Согласно
графика ТПМПК
(февраль, март
2025г.)
Март, 2025г.

Специалисты,
Воспитатель

Апрель, 2025г.

Специалисты,
воспитатель

Май, 2025г.

Специалисты

III. Организационный раздел
1. График индивидуальных занятий с педагогическими работниками:
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

10.00 -10.15
10.15-10.30
15.00 -15.15

2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее - ППРОС) в
Организации должна обеспечивать реализацию АОП ДО, разработанных в соответствии с
Программой. Организация имеет право самостоятельно проектировать ППРОС с учетом
психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее ППС) отражает
федеральную,
региональную
специфику, а также специфику МБ ДОУ № 16 и включает:
оформление помещений;
оборудование; игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и
способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы России, Свердловской области области, города Красноуральск. Отражает
региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в
которых находится организация.
Среда в детском саду экологична, природосообразна и безопасна. Обеспечивает ребенку возможность
общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения
новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную
картину мира. Дает возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и
государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.).
Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку
возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями
региональной культурной традиции.
Вся среда дошкольной организации гармонична и эстетически привлекательная. Наполняемость
развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 16 города Красноуральска обеспечивает
целостность воспитательного процесса в рамках реализации программы воспитания:
подбор художественной литературы;
подбор видео и аудиоматериалов;
подбор
наглядно-демонстрационного материала
(картины,
плакаты,
тематические
иллюстрации и т.п.);
наличие демонстрационных технических средств (проектор, экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых,
театральных, дидактических игр);
подбор
оборудования для
организации детской
трудовой
деятельности
(самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
В группах создана полноценная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая

19

возрастным особенностям воспитанников, эстетическим и гигиеническим требованиям. В групповых
помещениях мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. У каждого ребенка имеется
индивидуальный шкаф для раздевания, ячейка для полотенца, кровать. Группы постепенно пополняются
современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. РППС всех
помещений достаточно насыщена,
выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, стимулируют процесс
развития и саморазвития, социализации и коррекции воспитанников. В детском саду не только уютно,
красиво, удобно и комфортно детям, но и созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам
весь
спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Состояние материальной и технической базы учреждения обеспечивает реализацию основной
общеобразовательной – образовательной программы дошкольного образования и Программы воспитания
детей дошкольного возраста, обеспечивает организацию жизни детей в образовательном учреждении,
способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
В помещении детского сада есть дополнительные помещения для работы с детьми, предназначенные для
поочередного использования всеми или несколькими детскими группами (музыкальный зал,
физкультурный зал, кабинет педагога- психолога, кабинет учителя – логопеда, а также сопутствующие
помещения (медицинского назначения, пищеблока, прачечной) и служебно-бытовые помещения для
персонала.
Развивающая – предметно пространственная среда полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и
учитываются все принципы ее построения: содержательно насыщена, трансформируема,
полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Перечень конкретных позиций (пособий и атрибутов) из Федеральной образовательной программы
(стр.187, 29.3.6.), которые имеются в МБДОУ № 16:
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а
также специфику МБДОУ, ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их
принятию и раскрытию ребенком.
ППС включает:
иоформление помещений МБДОУ;
оборудование;
игрушки, пособия, материалы.
ППС обеспечивает:
максимальную реализацию Программы воспитания;
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения, в т.ч. детей с ОВЗ и детей инвалидов;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства
(портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.);
-возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры
и спорта;
-погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции;
возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает
красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
ППС отражает:
ценности, на которых строится Программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком;
ППС включает:
знаки и символы государства, региона, города и организации;
региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в
которых находится МАДОУ;
ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
результаты труда ребенка, которые сохранены в среде.
В групповых ячейках созданы центры детской активности:
«Центр экспериментирования», «Центр природы», «Центр развития речи и грамоты» обеспечивают

20

решение задач познавательного и речевого развития (развивающие и логические игры, речевые игры, игры
с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и
театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно- речевая и изобразительная
деятельность);
«Центр сюжетно-ролевых игр» и «Центр строительно-конструктивных игр»,
обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
«Физкультурно-оздоровительный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию
здоровьесберегающей деятельности детей;
«Центр Патриотического воспитания (краеведения)», обеспечивает приобщение детей дошкольного
возраста к историческим и природным особенностям родного края, города, района, ДОО, семьи,
расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта.
Каждый из центров активности содержит элементы, знаки и символы государства, региона, города и ДОО,
образцы русских и других национальностей костюмов, наглядный материал: альбомы, картины,
фотоиллюстрации и др., предметы народно- прикладного искусства, быта, детскую художественную
литературу.
Другие помещения ДОО также отражают ценности, на которых ориентирована Программа воспитания:
музыкальный зал/спортивный зал - проведение событий, праздников, мероприятий, досугов во всех
возрастных группах ДОУ, просмотр видеоматериалов, организация выставок; проведение физкультурных
занятий, праздников, соревнований во всех возрастных группах ДОУ, проведение индивидуальной и
подгрупповой работы по физическому развитию, проведение занятий по профилактике ОДА (ЛФК);
проведение ежедневных физкультурных занятий, организация соревнований, спортивных праздников,
развлечений, квестов;
на базе МБДОУ создана детская библиотека - знакомство с книжной культурой, проведение выставок,
досуговых мероприятий (библиотечный час, кружок юных книголюбов);
методический кабинет - проведение методических мероприятий, подготовка педагогов к мероприятиям,
организация методических выставок, читательских и зрительских конференций.
коридоры ДОУ воспитывающая среда, включает информационно- просветительскую работу с
сотрудниками ДОУ и родителями. В коридорах, холлах и лестничных маршах ДОО располагаются
различные
тематические
экспозиции,
выставки,
тематические
коллажи,
информационнодемонстрационные стенды, плакаты и т.д., обеспечивающие познавательную активность дошкольников,
возможность самовыражения каждого ребенка;
специально-созданные мини-среды, позволяющие детям реализовывать собственные интересы,
потребности и инициативы:
прогулочные участки и территория МБДОУ – организация тематических прогулок, выставок, наблюдения,
игровая деятельность, экспериментальная и трудовая, самостоятельная двигательная деятельности.
На территории МБДОУ имеются групповые прогулочные площадки и комплекс развивающих площадок
для организации разнообразной детской деятельности:
«Стадион Крепыш» оснащен футбольным полем с современным, безопасным покрытием, коррекционной
«Дорожкой здоровья»; нестандартным спортивным оборудованием. Выделены: спортивная зона; площадка
для спортивных игр, туристическая зона; стенды «ГТО дошкольник тоже может», «Вперед, к
Универсиаде!»; пьедестал; флагштоки, флаги (по количеству групп).
На территории ДОУ разбиты, обустроены экологические объекты: водоём; клумбы «Дружат на планете
взрослые и дети»; арт - фотозона «Я люблю детский сад»;
-«Метиостанция, которая оборудована столиком для экспериментов и заполнения дневника наблюдений.)
Стендом для фиксирования показателей приборов.
Особую актуальность РППС на территории ДОО приобретает в летний оздоровительный период, когда вся
деятельность воспитанников проводится преимущественно на свежем воздухе, поэтому альтернативой
групповым центрам активности стали, развивающие площадки на территории детского сада.
Таким образом, ППС МБДОУ является экологичной, природосообразной и безопасной.

21

Компоненты среды
Отражающие региональные,
этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится
ДОУ

Отражающие экологичность, природосообразность
и безопасность

Отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость
общения с семьей
Обеспечивающие ребёнку
Возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывающие красоту
знаний, необходимость научного познания,
формирующие научную картину мира

Обеспечивающие детям
возможность общения, игры и совместной
деятельности

Мини-пространства
Знаки и символы государства, России, города
Красноуральска и ДОУ;
информационные стенды
с
символикой
РФ,
Свердловской области, города
Красноуральск;
патриотические уголки в групповых помещениях;
географические карты, глобусы;
макеты достопримечательностей города;
книги, альбомы по ознакомлению с народностями
России;
лэпбук «Мой любимый город»;
коллекция мини-кукл в национальных костюмах;
мини-музеи предметов быта;
центр «Патриотического воспитания » в каждой
группе.
географическая карта климатических зон,
животного и растительного мира, глобус;
энциклопедии, детская художественная литература;
иллюстрации о животном и растительном мире
планеты, жизни людей разных стран, природы и пр.;
макеты проезжей части, макеты светофора,
дорожных знаков;
настольно-дидактические игры, пособия, фото
проблемных ситуаций;
атрибуты к сюжетно – ролевым играм;
в каждом групповом помещении оформлены
«Центры безопасности», «Центр природы».
Материал для сюжетно-ролевых игр;
дидактические и настольно-печатные игры;
открытки, иллюстрации, фото.
Предметы для опытно-экспериментальной
деятельности – магниты, увеличительные стёкла,
весы, микроскоп, природный и бросовый материал,
центр «Песка и воды», коллекции ткани, бумаги,
камней, дидактические игры по экологическому
воспитанию и пр.;
игровые наборы, игрушки, предметы-заместители
для игровой деятельности;
конструкторы с различными способами соединения
деталей,
мозаика, лото, домино различной тематики;
демонстрационный и раздаточный материал для
обучения детей счету, развития представлений о
величине и форме предметов
игровая детская мебель для сюжетно-ролевых игр
с необходимыми предметами-заместителями;
виды театра, элементы для драматизации,
театрализованных игр, ряженья;
различные виды конструктора: напольный (мягкие
модули) и настольный (деревянный, магнитный,
модульный, пластмассовый, металлический и пр.);
игровые центры с необходимым материалом по
основным направлениям развития.
дидактические, логические игры, пазлы;
схемы, планы, макеты помещений для ориентировки
в пространстве, на плоскости, в тетради.

22

Обеспечивающие ребёнку возможность посильного
труда, а также отражающие ценности труда в жизни
человека и государства

Обеспечивающие ребёнку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл
здорового образа жизни, физической культуры и
спорта
Предоставляющие ребёнку возможность
погружения в культуру России, знакомства с
особенностями традиций
многонационального российского народа

Обеспечивающие ребёнку возможность посильного
труда, а также отражающие ценности труда в жизни
человека и государства

Картинки, схемы последовательности одевания,
раздевания, выполнения трудовых действий,
сервировки стола и др.;
уголки дежурства;
наглядные пособиями,
дидактическое пособие «Профессии», «Орудия
труда»;
правила безопасности в группе, при выполнении
трудовых действий в природе, самообслуживании,
хозяйственнобытовом и пр.
Музыкальный зал/спортивный зал
спортивная площадка на территории;
инвентарь для выполнения основных движений.
атрибуты для проведения подвижных игр, маски,
включая народные игры, игры-эстафеты;
картотеки спортивных, подвижных и народных игр.
Подборка книг, репродукций, иллюстраций по
истории города, страны;
игры, наглядные пособия для ознакомления с
культурой и бытом народов Урала, России;
образцы (предметы, иллюстрации) предметов
народного быта, национальных костюмов;
альбомы, игрушки с различными росписями.
Картинки, схемы последовательности одевания,
раздевания, выполнения трудовых действий,
сервировки стола и др.;
уголки дежурства;
наглядные пособиями,
дидактическое пособие «Профессии», «Орудия
труда»;
правила безопасности в группе, при выполнении
трудовых действий в природе, самообслуживании,
хозяйственнобытовом и пр.

23

3.4.Материально-техническое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.
Материально-технические условия реализации АОП УО для обучающихся с ОВЗ обеспечивают
возможность достижения обучающимися в установленных ФГОС ДО результатов освоения основной
образовательной программы дошкольного образования.
Материально-техническое обеспечение реализации программы включает:
соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
соответствие правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития
детей;
оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
учебно-методический комплект, оборудование оснащение.
График использования функциональных помещений.
№

Функциональные
помещения
Кабинет
учителя-логопеда

Ответственные

Содержание работы

Учитель-логопед

2.

Кабинет педагогапсихолога

Педагог-психолог

Индивидуальные занятия.
Консультативная работа с родителями и
педагогами.
Коррекционно-развивающая работа:
занятия по социально-личностному развитию, по
развитию эмоционально-волевой и познавательной
сферы.
Психолого-педагогическая диагностика.
Консультативная работа с родителями и педагогами

3.

Групповое помещение

Воспитатели

1

Фронтальные занятия;
подгрупповые занятия;
Совместная образовательная работа в разных видах
деятельности.
Коррекционный час.

24

3.8.Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составлен в соответствии с федеральным календарным
планом воспитательной работы и рабочей программой воспитания ДОУ.
В нем учтен примерный перечень основных государственных и народныхпраздников, памятных дат.
Январь:
27января: День снятия блокады Ленинграда;
День
освобожденияКрасной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима)
День
памяти жертв Холокоста
(рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно).

Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
(рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно);
4 февраля: День рождения ДОУ;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка;12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;19 августа: День города;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;27 августа: День российского кино.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности вборьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности; 27 сентября: День воспитателя и
всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный деньмузыки;
4 октября: День защиты животных;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших
при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в
план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12
декабря:
День
Конситуции
Российской
Федерации; 31
декабря:
Новый
год

Таблица.Календарный план воспитательной работы
Период

Государственные
и
праздники,памятные даты

народные

День окончания Второй мировой войны –
3 сентября;
Сентябрь

Событие

Новоселье в новойгруппе;
27 сентября Всемирный день
Туризма Викторина
«Твое здоровье»

Октябрь

Ноябрь

Международный день пожилых людей – 1
октября;

Экскурсия в осенний парк; Проект «Знатоки пр
ироды»

День народного единства – 4 ноября;

Всемирный день

День матери в России –
последнее
воскресенье
ноября

приветствий – 21ноября

День неизвестного солдата – 3
декабря; Международный день
инвалидов – 3 декабря;

Сюжетно умельцы»

День добровольца
России – 5декабря;

(волонтёра)

ролевая

игра

«Народные

15 декабря – Международный деньчая
в

Декабрь
Международный
художника – 8декабря;

день

День героев Отечества – 9 декабря;
День
Конституции
Федерации –12 декабря;

Российской

День снятия блокады Ленинграда
– 27января
Январь

Что значит «старый» новый год? (13 – 14
января) Всемирный день «спасибо», 11 января
Подготовка
к
зимней
Олимпиаде
Однодневный проект
«Русские валенки» Изготовление
кормушек, подкормкаптиц

Февраль

День Российской науки – 8 февраля;

Подготовка к

Международный день родного языка
– 21февраля;

празднику «День защитника Отечества»

День защитника Отечества
февраля

Март

– 23

Международный женский день – 8
марта; Всемирный день театра – 27
марта

Подготовка к 8 марта; Масленица 22 марта –
Всемирный день водных ресурсов Наблюдение
за весенней капелью Появление листочков на
веточках в группе

День Космонавтики – 12 апреля

1 апреля – Международный день птиц; День
смеха Наблюдение за птицами, тематический
«День Смеха» Внесение и рассматривание
альбома с

Апрель

иллюстрациями Е.
Чарушина Коллекция
«Наши увлечения»
Праздник Весны и Труда – 1 мая;
Май

День Победы – 9 мая; День
славянской
письменности
и
культуры – 24 мая
День защиты детей – 1 июня; День
русского

Июнь

Игра – поход «Когдамои друзья со мной»

языка – 6 июня;
День России – 12 июня;
День памяти и скорби – 22 июня
День семьи, любви и верности – 8 июля

«Читаем книги
Пушкина», Элементарное экспериментирование
на участке детского сада Флэшмоб, посвящённый
12 июня
– Дню России
Игровая программа
«Кузька сундучок открыл – новой сказкойудивил» 8
июля – досуг с ромашками, посвящённый Дню
Петра и Февронии,

Июль

Дню семьи, любви иверности
День физкультурника – 12 августа;
Август

Спортивные игры,флэшмоб

День
Государственного
флага
РоссийскойФедерации – 22 августа;
День российского кино – 27 августа

Все мероприятия проводятся с учётом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и
психоэмоциональных особенностей обучающихся

28

3.9. Тематическое планирование
Меся
ц

Тема

1 – я неделя 02.09. – 06.09

«День
знаний»

3 – я неделя
16.09 – 20.09

2 –я неделя
09.09 – 13.09

Народы
среднего
Урала

«Осенний
калейдоско
п»

Содержание работы
Формировать первичное представление о
школе, о значении учебы для человека.
Воспитывать доброжелательное отношение к
школе, знаниям, развивать у детейжелание
учиться. Проговаривание четверостишия:
«Пришёл сентябрь с дождём и листопадом. И
птицы улетают, а детям в школу надо».
Педагог показывает иллюстрации к
четверостишию ипредлагает детям повторить
его.
. Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на
пороге»
3. Беседа по рассказу Н. Сладкова «Осень
на пороге». Предложить назвать
персонажей рассказа и выразить своё
отношение к ним.
Воспитывать патриотические чувства,
приобщать к культурному наследию
родного края; формировать чувство
гордости
за
свой
родной
край.
Формировать
представления
об
Уральском писателе-сказителе П. Бажове,
его сказах, как части культуры Уральского
народа. Пробуждать интерес и любовь к
богатой
природе Урала.
Развивать
творческие
способности
детей
посредством продуктивной деятельности,
стимулировать
желание
создавать
красивое своими руками
Расширить и систематизировать знания
детей об осени, развивать способность
замечать проявления осени в жизни
природы, людей, животных. Развивать
умение замечать
красоту осенней природы, воспитывать
бережное отношение к природе.

Итоговое
Мероприятие
1. Праздничное
мероприятие «День
знаний»!

Создание коллективного
панно
«Гора
самоцветов»

Фотовыставка «Осеньглазами детей»

1. Знакомить с миром профессий
(воспитатель , помощьник воспитателя ),
их особенностями, орудиями труда.
Понимать значимость их труда.
Воспитывать любовь к труду взрослых
Д/игра «Что мне нужно для работы?»
Поговорить с детьми о том,почему детский
сад
называется именно так(потому что
детей
«выращивают», заботятся иухаживают за
ними, как за растениями в саду).
Показать общественную значимость
детского сада:родители работают, они
спокойны,

29
Выставка рисунков Мой
любимый воспитатель

«Неделя
безопасност
и»

Продолжать знакомить детей с правилами
безопасного поведения дома, на улице, в
общественных местах, в том числе в
экстремальных ситуациях. Дать детям
понятие об опасных предметах. Запомнить,
как и в каких случаях звонить в службу
спасения, обучить правилам поведения в
случае пожара.
Формировать представления о чередовании
времен года. Закреплять знания о сезонных
изменениях в природе. Расширять
представления об овощах и фруктах.
Знакомить с традиционным народным
календарем. Приобщать к русскому
народному творчеству. Формировать
эстетическое отношение к природе.
Развивать познавательную активность,
творчество.
Формировать представления о семье,
родственных
отношениях
в
семье.
Закреплять знания детьми своих имени,
фамилии и возраста, имен родителей.
Развивать умение называть членов семьи,
их действия. Вызывать у детей чувство
гордости
своими
родителями,
благодарности за их внимание и труд;
воспитывать
доброжелательное
отношение к близким, любовь к своей
семье.

Викторина «Что? Где?
Когда?»

5 – я неделя
30.09– 04.10

4 – я неделя 23.09 – 27.09

«Неделя по
проф.
ориентации

7 – я неделя 14.10 –
18.10

6 – я неделя 07.10 –
11.10

«Осенины»

«Неделя
семейных
традиций

Праздник осени
гостях у Осинины»

«В

Выставка альбомов «Я
и вся моя семья»

12 – я неделя
18.11 – 22.11

11 – я неделя 11.11 – 15.11

10 –я неделя
05.11 – 08.11

9 – я неделя
30.10 – 03.11

8 – я неделя 21.10 – 25.10

Неделя
здоровья

«Календарь
временных
понятий»
Части суток

Моя страна,
моя Россия

Формировать
первоначальные
представления об охране жизни и
здоровья, умение ориентироваться в
строении собственного тела; умение и
желание соблюдать правила личной
гигиены тела; дифференцировать на
начальном уровне понятия «здоровье» и
«болезнь»; связывать состояние здоровья с
поведением
и
соблюдением
гигиенических требований; Учить делать
выводы
о
безопасности
жизнедеятельности.
Воспитывать
культурно-гигиенические навыки.
Развивать умениеизмерять время при
помощи календаря.
Воспитывать желание использовать
календарь вповседневной жизни.

Формировать
представления о том, что наша огромная,
многонациональная странаназывается
Российская Федерация (Россия), в ней

Досуг «Путешествие 30в
Спортландию»

Обобщающее занятие с
использованием ИКТ
Создание календаря в
группу по мотивам
сказки 12 месяцев

Выставка « Моя страна
Россия»

много городов и сел.
Трудовое
воспитание.
Профориента
ция

Семейные
традиции
«Мамин
день

Формирование у детей отчетливых
представлений о труде как социальном
явлении, обеспечивающем потребности
человека, через расширение круга знаний
и представлений о совершенствовании
рукотворного мира, изменении мира
профессий; обеспечение более широкого
включения в реальные трудовые связи со
взрослыми
и
сверстниками
через
дежурство,
выполнение
трудовых
поручений; воспитание ответственности,
добросовестности, стремления принять
участие
в
трудовой
деятельности
взрослых, оказать посильную помощь.
Закрепить представлениядетей о
домашнихживотных и птицах,
способствовать осознанию детьми
особого отношения (забота, внимание),
людей кдомашним
животным,птицам,

Изготовление кормушек
для птиц

Фотовыставка «Моё
домашнее животное

13 – я неделя
25.11 – 29.11
14 – я неделя
02.12 – 06.12
15 – я неделя
11.12 – 15.12

Символы
Росии
День
государств
енного
герба

Формировать у детей представление о России Выставка
как о родной стране, о государственном флаге творческих
и гербе Российской Федерации.
теме.

Зима
и
правила
зимней
безопасност
и

Расширять представления детей о зимних
измененияхв природе. Закреплять знания о
зимних месяцах. Активизировать словарный
запас (снегопад, метель, иней, изморозь).
Учить получать знания о свойствах снега в
процессеопытнической

«Дикие
животные»

16 – я неделя
16.12 – 20.12

Зимние
виды спорта

17 – я неделя
23.12 – 30.12

«Новый
год»

31
детских
работ по

Воспитывать у детей любовь к Родине; вызвать у
детей чувство гордости за свою страну.
- Вызвать интерес и систематизировать знания
детей о России, природе в нашей стране, водных
ресурсах, охраняемых видах растений и
животных.

деятельности. Развивать
Уточнить и закрепить у детей
представления о диких животных,
способствовать осознанию особого
отношения людей к диким животным
(невмешательство в их
жизнь), познакомить с интересными
фактами из жизни диких животных,
показать их уникальность
Сформировать у детей представления о
спортивных играх современности, как части
общечеловеческой культуры. Познакомить
детей с зимними видами спорта. Развивать у
детей положительную мотивацию к занятиям
физической культурой и спортом, а также
потребности в новых знаниях о способах
сохранения и укрепления здоровья.
Формировать потребность в двигательной
активности, интерес к спорту и физическим
упражнениям, представления о правилах
безопасности во время проведения зимних
игр; воспитывать чувство гордости за
спортивные достижения олимпийских
чемпионов.
Отметить значение
праздников в жизни людей,выделить
некоторые характерные особенности
праздника (атрибутика, отношение и
настроение, правила поведения), закрепить
полученные представления на примере
праздника Новый год.

Прогулка
по
экологической
тропе.
Дети
с
помощью
вопросов Природоведа
отмечают изменения в
природе.
Выставка
«Зимний
вернисаж»
Прогулка в «сказочный
лес» - панорама
«сказочного леса»
(использование
интерактивной доски)
Выставка
«Дикие
животные наших лесов»
Спортивное развлечение
«Малая
зимняя
Олимпиада»

Праздник «Новый год»!

18 – я неделя
09.01 – 12.01
19 – я неделя
13.01 – 17.01

«В гостях у
сказки»
«Рождество
»!

«Дом и его
части.
Мебель»
.

20 – я неделя
20.01 – 24.01
21 – я неделя
27.01 – 31.02
22 – я неделя
03.02 – 07.02

Выставка книг « Мои 32
любимые сказки»

Познавательное: Формировать
представление об
окружающем мире,развивать

«Зимующие
птицы»

23 – я неделя
10.02 - 14.02

Продолжать знакомить детей с разными
видамисказок.

«Наша
родина»
(день
снятие
блокады
Ленинграда
27.01.2024)
Наука
в
России
(08.02)
Опыты
и
эксперимен
ты
Моя
безопасност
ь
Безопасность
дома и на
улице

любознательность, закрепи ть знания
детей о русских народных сказках (знание
и узнавание персонажей, название сказок)
упражнять в умении узнавать сказку по
иллюстрациям, по обложкам книг.
Закрепить знания детей о поэтапном
строительстве дома. Побуждать детей
любоваться красотой сооружений,
созданных человеком. Дать знания о том,
как человек создавал первое жилище и как
оно сгодами совершенствовалось.
Закрепить знание детей оквартире и ее
устройстве
Расширять представления детей о
зимующих птицах родного края. Учить
узнавать по внешнему видуи называть птиц.
Формировать желание наблюдать за
птицами, не мешая им. Развивать
познавательный интерес к миру природы.
Закреплятьзнания о повадках птиц.
Формировать желание заботиться о
птицах в зимний период (развешивать
кормушки,подкармливать птиц),
развивать эмоциональнуюотзывчивость
Расширить знания детей об истории нашей
Родины, о героизме людей,
переживших блокаду; расширить и
обогатить знания детей о героическом
прошлом
нашего народа в дни войны,
Обогащать опыт исследовательской
деятельности и представления об
окружающем.

Помочь детям овладеть элементарными
правилами безопасного поведения дома,
на улице, в общественных местах, в том
числе в экстремальных ситуациях. Дать
детям понятие об опасных предметах.
Запомнить, как и в каких случаях звонить
в службу спасения, обучить правилам
поведения в случае пожара.

Создание макета «Дом»

1. Акция «Покормите

птиц зимой»

Создание газеты
«Была война, была
блокада»

Экологическая викторина
«Знатоки родной
природы»

Викторина «Будьте
осторожны!!!»

24 – я неделя
17.02 – 21.02
25 – я неделя
24.02 – 28.03
26 – я неделя
03.03 – 07.03
27 – я неделя
10.03 – 14.03
28 – я неделя
17.03 – 21.03
29 – я неделя
24.03 – 28.03

«Армия.
Наша армия
–
самая
сильная

Семейные
традиции
Масленица!
!!

Семейные
традиции
«Междунаро
дный
женский
день»

Писатели
Урала
Мой край
родной Урал

Животный
мир весной

Весна
и
правила
весенней
безопасност
и

Продолжать расширятьпредставления
детей о Российской армии.

Итог. Мероприятие «2333
Февраля»!

Рассказывать о трудной, нопочетной
обязанности защищать Родину, охранятьее
спокойствие и
безопасность. Рассказать,что солдаты
проходят
Познакомить детей с народным праздником
Масленица, с характерными для него
обрядами, с русскими традициями.
Пробуждать интерес к истории русского
народа; Воспитывать любовь к своей
Родине. Развивать творческие способности
через продуктивные виды деятельности.
Воспитание чувства уважения и любви к
самому близкому человеку – маме;
формировать представление о профессиях
мам, Международном женском дне – 8
марта.

Изготовление куклы
«Масленица»

Праздничное
мероприятие

Формирование целостной картины мира через Изготовление книжкичтение сказок. Развитие интереса и внимания к малышки
«Писатели
слов в литературном произведении.
Урала»
Постепенное приучение слушать сказки,
запоминать небольшие и простые по
содержанию сказки помогать детям, используя
разные приемы и педагогические ситуации,
правильно
воспринимать
содержание
произведения, сопереживать его героям.
Макет « Животные
Закрепить знания о признаках весны; дать
весной»
представление об изменениях в жизни
диких животных весной.

Закрепить и систематизировать знания
об опасных ситуациях весной и
необходимости соблюдения правил
безопасности.

Изготовление буклетов
«Опасности Весной»

«Космос»
День
космонавт
ики (12.04)

30 – я неделя
31.03 – 04.04

Продолжение знакомить детей со
Развлечение «К нам 34
зрелищными видами искусства (цирк,
приехал цирк»
клоуны в цирке, атмосфера праздника,
животные в цирке).
Развитие эмоционального
положительного отношения к цирку,
творческой активности, эстетического
вкуса, эмоционального отклика на цирковое
представление.
Создание условий для творческого
самовыражения, формирование желания
принимать участие в представлении.
Познакомить детей с некоторыми факторами Итог День космонавтики»
покорения Космоса, с героями- космонавтами,

покорителями космического пространства.
Расширять представления о космических
полетах.
Воспитывать интерес к героическому
труду покорителей Космоса
Правила ОБЖ Продолжать знакомить детей с
(пожарная
профессией пожарного.
безопасность)
Показать роль огня в жизни человека: как
положительную, так и отрицательную.

32 – я нделя
14.04 – 18.04

31 – я неделя
07.04 – 11.04

Наше
здоровье
День смеха
(01.04)

Выставка детских
рисунков «Что нельзя
включать и трогать
детям/бытовая техника,
инструменты.

Закрепить знания детей по правилам
пожарной безопасности.
Развивать память, сообразительность.

34 – я неделя
28.04 – 08.05

33 – я неделя
21.04 – 25.04

Воспитывать у детей такие качества, как
мужество, самоотверженность,
скромность.
Дорога
добрых дел!

«Мир, труд,
май»
Дети идут
на праздник
9 мая

способствовать углублению и обобщению
имеющихся представлений детей о планете
Земля, стране и городе где они живут;
расширять представления
детей о цветах; воспитывать у детей интерес
к цветам
Закрепить понятие
«Родина», подвести детей кпониманию того,
что
любить Родину- это знать ее, все делать для
нее, защищать ее. Воспитыватьлюбовь к
своей Родине.
Уточнить представлениядетей о Великой
Отечественной войне, о подвиге народа,

«Мастер класс по
созданию цветка»

Праздник,
посвященный 9
мая
Акция «Окна
победы»

35 – я неделя
12.05 – 16.05
36 – я неделя
20.05 – 24.05
37неделя
26.05.-30.05

Неделя
здоровья
спорта

и

Расширять представления детей Рассказать
об особенностяхвнешнего вида насекомых,
чем они питаются.
Познакомить синтересными

35
4. Выставка детских работ

представителями мира насекомых,
показать ихуникальность.

«Права
ребенка»
У нас у всех
одни права

Скоро лето!
Правила
летней
безопасност
и

Воспитывать бережноеотношение к миру
насекомых.
Формировать знания детей об их
гражданских правах и обязанностях;
Способствовать
развитию
правового
мировоззрения и нравственных
представлений;
Развивать
умение
рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитывать чувство самоуважения и
уважения к другим людям.
создать условия для расширения знаний
детей о лете, как о времени года, об
особенностях
летней
погоды,
многообразии растительного и животного
мира.

Создание
альбома
«Права ребенка»
из
детских рисунков

Викторина
сказкам».

«В

лето

по

36

3.9. Сетка занятий образовательной деятельности
Группа коррекционной направленности
пн.

вт.

ср.

1. Художественно – эстетическое
(Музыка) 9.00-9.25
2.Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира 9.35-10.00
Индивидуальная и подгрупповая работа
со специалистами
10.10. -10.35
3.Развитие речи 15.30.-16.00
1. Физическое развитие
9.00-9.25
Индивидуальная и подгрупповая работа
со специалистами 9.35. -10.05
2. Развитие речи
10.15. -10.35
Групповые занятия педагог- психолог
10.40-11.05
3. Конструирование (робототехника)
15.30-15.55
1.Познавательное развитие РЭМП
9.00-9.25
Индивидуальная и подгрупповая работа
со специалистами9.35. -10.00
2.Физическое развитие
10.10. -10.35. (бассейн/у)

ВЕЧЕР РАЗВЛЕЧЕНИЙ 15.30-16.00
чт.

пт.

1 Развитие речи (подготовка к ОГ)_
9.00-9.25
Индивидуальная и подгрупповая работа
со специалистами
9.35.00-10.00
2. Художественно – эстетическое
(Музыка) 10.10. -10.35
1. Художественноэстетическое развитие (рисование)
9.00. -9.25
Индивидуальная и подгрупповая работа
со специалистами
9.35. -10.00
2. Физическое развитие
10.10. -10.35 (бассейн/У)

37

Перспективный план работы с родителями ребёнка с умеренной УО.
Раздел программы

Работа с родителями /консультации, показ элементов НОД,
брошюры/
 Консультация «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой
моторики»
 Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук
 Брошюра «Игры для развития хватательных движений»
 Выполнение дома игр на развитие хватательных движений:
сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов,
шнуровка, нанизывание бус на нить.

Развитие ручной моторики

 Брошюра «Игры для развития соотносящих движений»
 Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и
складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом
величины
 Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические
упражнения для развития мелкой моторики»
 Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук:
пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические
упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний, закручивание
лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных
палочек
 Информация на стенде «Развитие графических навыков»
 Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.

Развитие речи
а) Развитие импрессивной
стороны речи

 Консультация «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития
понимания речи»
 Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у
ребенка импрессивной стороны речи

б) Развитие экспрессивной
стороны речи

 Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха»,
«Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр.
 Выполнение домашних заданий по лексическим темам

Формирование
элементарных
количественных
представлений

 Информация на стенде «Закрепление математических знаний в
играх»
 Выполнение дома упражнений на закрепление математических
представлений: составлять аппликации из геометрических фигур,
выкладывать фигуры из счетных палочек.

38

Сенсорное развитие
а) зрительное
восприятие
б) слуховое восприятие

 Консультация «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в
развитии»
 Брошюра «Игры на различение цвета, величины, формы»
 Выполнение игр и упражнений на сенсорное развитие

в)тактильное восприятие

Развитие психических
процессов
а) память
б) внимание
в) мышление
Социальное развитие
а) Развитие навыков
самообслуживания
б) Развитие
коммуникативных
навыков

 Информация на стенд «Развитие высших психических функций»
 Изготовление пособий «Игры и упражнения для развития
психических процессов»
 Индивидуальные консультации с родителями по вопросам
интеллектуального развития ребенка
 Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением
в развитии»
 Изготовление совместно с ребенком альбома «Моя семья»
 Изготовление поделок по темам «Любимое животное», «Любимая
игрушка» (аппликация, рисунок, поделка из природных материалов)
 Учить ребенка самостоятельно снимать, надевать одежду, вытирать
руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр.

39

1.

2.

3.

4.
5.
6.

3. Программно-методическое обеспечение Программы
Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева Адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями. – М.:
Просвещение, 2020
Е. А. Стребелева Психолого-педагогическая диагностика познавательного и
речевого развития детей раннего и дошкольного возраста (методические
рекомендации с Приложением «Наглядно-дидактический и игровой материал»).
. – М.: Просвещение, 2005
Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»
с приложением «Наглядно-дидактический материал по формированию
мышления». . – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2020
А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников» – М.: Просвещение, 2017
С.Ю. Танцюра, С.М. Мартыненко «Игровые упражнения для развития речи у
неговорящих детей». – М.: ТЦ Сфера, 2020
С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в
условиях инклюзии». – М.: ТЦ Сфера, 2017

7.Т.Ф. Баранова, С.М. Мартыненко Специальная индивидуальная программа
развития для детей с нарушением интеллекта: Методическое пособие. – М.: ТЦ
Сфера, 2020

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».