КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
08.05.2024
ПОЦЕЛУИ-БАБОЧКИ
Как-то раз отец отругал свою четырехлетнюю дочь за то, что она напрасно, как ему показалось, истратила много золотой оберточной бумаги, оклеивая пустую коробку, чтобы поставить ее под новогоднюю елку. Денег у них было в обрез, и из-за этого отец нервничал еще больше.
На следующее утро девочка принесла отцу оклеенную фольгой коробку и сказала: «Папа, это тебе!» Отец был невероятно смущен и раскаялся в своей вчерашней несдержанности. Однако раскаяние сменилось новым приступом раздражения, когда, открыв коробку, он увидел, что она пуста. «Ты разве не знаешь, что, когда делаешь кому-то подарок, внутри коробки должно что-то находиться?» – закричал он. Маленькая девочка подняла свои большие, полные слез глаза и сказала: «Она не пустая, папочка. Я положила туда мои поцелуи. Все они для тебя».
От нахлынувших на него чувств отец не мог говорить. Он обнял свою дочку и умолял простить его. Позже он рассказывал, что эту оклеенную золотом коробку долгие годы хранил возле своей постели. Когда в его жизни наступали трудные моменты, он открывал коробку, и все поцелуи, которые положила туда его дочь, вылеталинаружу, касаясь его щек, лба, глаз и рук.
Неизвестный автор
Четыре принципа отношений
между родителямии детьми
Чтобы отношения между родителями и детьми были доверительными и приносили удовлетворение обеим сторонам, необходимо соблюдать 4 основных принципа.
• Принцип равенства. Взаимоотношения должны
поддерживаться на уровне партнерства, ведь ребенок – это не будущий человек, а просто человек,
обладающий свободой быть и стать, правом быть
понятым и принятым, способностью принимать
и понимать других. Научитесь сотрудничать с ребенкоми решать возникающие проблемы так, чтобы и вы,и он были довольны.
• Принцип добровольности как отсутствие насилия
над личностью другого человека. Все виды насилия
в отношении ребенка неприемлемы.
• Принцип открытости и искренности. Будьте открыты и искренни в общении с ребенком. Выражайтесвои чувства и разрешайте ребенку выражать свои.Признавайте свои ошибки и будьте честными – детиособенно остро чувствуют фальшь.
• Принцип взаимного уважения. Чтобы добиться уважения ребенка, нужно уважать его: его чувства, желания, интересы, увлечения, ценности и т. д.
Телефон доверия - единый общероссийский номер 8-800-2000-122
Как быть хорошими родителями. Практические советы и рекомендации
Безусловная любовь (приятие)
Как создать доверительные отношения с ребенком? Что нужно делать, чтобы он вырос счастливым, успешным и уверенным в себе человеком? Специалисты говорят, что необходимо, прежде всего, научиться безусловно его принимать, т. е. любить не за то, что он красивый, умный, талантливый, а просто за то, что он есть.
Когда мы говорим ребенку: «Уберешь за собой игрушки – буду тебя любить», это означает, что мы принимаем его условно, что мы будем его любить, только если он что-то сделает (будет хорошо
учиться, вымоет полы, сходит в магазин и т. д.). Такое оценочное отношение к ребенку очень распространено в нашей культуре.
Мы считаем, что, если похвалишьребенка, он будет хорошим, накажешь – перестанет совершать дурные поступки или плохо себя вести.Но, к сожалению, это не всегда срабатывает, а нередкобывает и наоборот: чем больше ребенка ругают и наказывают, тем он хуже становится. Это происходит потому, что воспитывать – не значит дрессировать. И традиционная политика «кнута и пряника» часто не дает результатов.
Потребность ребенка в любви и в том, чтобы чувствовать себя необходимым
У каждого ребенка есть потребность в любви и «нужности». Эта потребность удовлетворяется, когда мы говорим ребенку, что он хороший, мы его любим, ценим, он нам дорог и т. д. Тот же смысл имеют улыбка, приветливый взгляд и ласковое прикосновение.
В целом, ваше приятие ребенка проявляется не столько на вербальном уровне, сколько на уровне жестов, мимики, взглядов, и маленький человечек это сразу чувствует. «Непринятые» дети испытывают обиду, одиночество, не хотят видеть родителей и общаться с ними; у них развиваются неврозы и другие заболевания, связанные с ощущением того, что они никому не нужны, никто их не любит, они «плохие» и т. д.
Известный детский психолог и педагог Ю.Б. Гиппенрейтер рассказывала о таком случае из своей практики.К ней обратилась мать одной пятилетней девочки, обнаружив у дочки симптомы невроза. В разговоре выяснилось, что однажды дочь спросила: «Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?» «Почему ты так говоришь?» – удивилась мать. «Да потому, что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я», – ответила девочка.
Очевидно, малышке много раз приходилось слышать,что она «плохая», «не такая», «горе луковое», «несчастье наше» и т. п., поэтому она и пришла к такому заключению. Может быть, мама по-своему и любит ребенка,но девочка этого не чувствует.
Родительские требования
Требования родителей должны быть согласованы
с другими взрослыми в семье. Это означает, что, если
мама чего-то требует, то и папа, и бабушка, и дедушка
должны поддерживать ее. Иначе ребенок, видя разные
модели поведения, будет выбирать то одну, то другую,
то третью. При этом он будет нарушать «правило», частодаже не понимая, что и почему делает не так. Иногдао подобных ситуациях говорят: дети испытывают «взрослые» требования «на прочность» и принимают их толькотогда, когда понимают, что не могут изменить. Но лучшебудет сказать – дети не видят в правиле правило, еслиему не следуют все члены семьи, ведь у малышей еще неразвито логическое (аналитическое) мышление, элементы которого обычно формируются в 6-7 лет.
Тон, которым родитель говорит о своем требовании,должен быть не повелительным, а дружеским, разъяснительным. Не стоит отвечать на вопрос ребенка:«Потому, что я так сказал», «Нет, и все!» Надо объяснить,почему вы что-либо запрещаете, но объяснить достаточнократко. И предложения желательно строить в безличнойформе: «Сладкое едят после обеда». На вопрос ребенка: «Почему?» вы отвечаете: «Можно испортить аппетит.Сладким нельзя наедаться, потому что желудок будетнеправильно работать», или «Спичками не играют, потому что это опасно. Огнем можно обжечься, а это больно»
(вместо «Не трогай конфеты!», «Не смей играть со спичками!»). Чем старше становится ребенок, тем более длинныеи подробные объяснения можно давать ему. В ходе такихбесед вы станете для ребенка интересным собеседником.
Правил и ограничений не должно быть слишком
много, и они должны быть разумно гибкими, иначе
ребенок может вырасти вялым, малоинициативным. Например, малыш с размаху бросает на пол чашку, раздается звон, чашка разбита вдребезги, ребенок испуган,расстроен и удивлен. Но мама, не понимая его состояния, начинает его ругать, изо всех сил пытаясь дать емупочувствовать, как велика его вина. А чувство вины – этоочень тяжелое наказание, мешающее жить не тольковзрослым, но и детям. Было бы лучше вообще не даватьребенку столь хрупкий предмет, но, если это произошло,следует сказать: «Видишь, хрупкие предметы разбиваются, когда падают. Постарайся держать чашку покрепче,
а лучше всего давай возьмем более прочную». Объяснивмалышу причину события, вы поможете ему научитьсяпредусматривать последствия своих действий. И не надобояться, что ребенок вас не поймет.
Тем не менее, будьте готовы к тому, что не все объяснения будут понятныили приняты с первого раза.
Самые эффективные результаты в процессе воспитанияприносит личный пример. Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у негопротест и порождает чувство неуважения к ним
«Любовь, принятие, уважение, понимание, которые родители заложат в свое дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Как правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней».
А.С. Спиваковская, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия
Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию, то:
· поверьте,он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказываеточень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
· не осуждайте его, ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
· внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что вы понимаете всю тяжесть его страдания;
· не преуменьшайте его боли, говоря что «не случилось ничего страшного, все пройдет…»
· не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Телефон доверия - единый общероссийский номер 8-800-2000-122
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
ПАМЯТКА
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Жестокое обращение с детьми:
что это такое?
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемую родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Виды насилия над детьми и влияние на детей
1. Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.
Влияние на ребенка:
· различные нарушения в поведении - от агрессивности, пассивности, замкнутости до грубых отклонений, включая психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение.
2. Пренебрежение нуждами ребенка –невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка:
· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
· ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
· непосещение школы, плохая успеваемость;
· повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
· беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
3. Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):
· враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;
· высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.);
· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
· принуждение к одиночеству;
· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
· угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха).
Влияние на ребенка:
· задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос), злость, страхи, фобии (у дошкольников и младших школьников);
· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);
· нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями);
· психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания);
· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
4. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
· ласка, эротизированная забота;
· демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
· изнасилование с применением силы;
· сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
· проституция.
Влияние на ребенка:
· ребенок обнаруживает странные (причудливые) или необычные сексуальные познания или действия;
· может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
· может жаловаться на физическое нездоровье;
· девочка может забеременеть;
· ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
· опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подростковом возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом возрасте.
Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ «да», то необходимо обратиться за помощью.
Многие родители говорят: «Ребенок должен знать слово «нельзя», потому что иначе он сядет вам на шею». Это вполне разумно, однако, что же именно нельзя?
Оказывается, в большинстве случаев «нельзя» быстро бегать и громко кричать, разговаривать за едой, перебивать взрослых, брать в рот разные предметы, разбрасывать игрушки, пачкать одежду.
Но прежде, чем сердиться на малыша, нужно вспомнить, что для него такие действия «выглядят» принципиально иначе: это те способы познания мира, которые сейчас ему доступны. Следовательно, ребенком движет потребность в познании, а не сознательное стремление причинить вред, сделать вам назло или помешать. Эта потребность, как и потребность в движении, естественна для ребенка и крайне важна для его развития. Ведь ему гораздо больше, чем нам, взрослым, необходимо двигаться, исследовать различные предметы, пробовать свои силы, чтобы знакомиться с окружающим миром, причинами и следствиями событий.
Запрещать и, тем более, наказывать за подобные действия – значит, идти наперекор важнейшим потребностям ребенка и ограничивать его развитие. Французский философ и писатель Жан-Жак Руссо говорил: «Вам не удастся создать мудрецов, если
вы будете в детях убивать шалунов».
Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней публично и открыто.
Телефон доверия - единый общероссийский номер 8-800-2000-122
ЧТО ТАКОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ?
Давайте определим, что представляетсобой домашнее насилие над детьми. Говоря простымязыком, насилие над ребенком – это любые действияили бездействие родителей либо других взрослых,в результате которых наносится вред физическомуи психическому здоровью ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка.
Факторы уязвимости детей
С младенческого возраста дети всегда были и остаются уязвимыми по отношению к различным формам насилия, в том числе, в их семьях. Почему так происходит?Специалисты, работающие в этой области, выделяют три основных фактора детской уязвимости:
1) отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;
2) бессилие и зависимость детей;
3) изолированность детей.
Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.
Отсутствие информации о домашнем насилии. Дети не имеют необходимой информации о насилии в семье. Ребенок, с которым постоянно жестоко обращаются родные и который является свидетелем домашних скандалов, часто даже не представляет, что все может быть по-другому. Он воспринимает происходящее как норму. С другой стороны, и родители не рассматривают семейные скандалы, телесные наказания, игнорирование и оскорбления как формы насилия в отношении детей.
Бессилие и зависимость детей. Ребенок зависит
от родителей, авторитет которых для детей, особенно
маленьких, непререкаем. В результате дети часто зависят как раз от тех людей, которые могут с ними жестоко обращаться. Маленький ребенок не способен просто уйти из дома и спрятаться от насилия. В то же время, он испытывает страх от того, что его могут наказать ударить, или от того, что видит, как папа бьет маму.
Изолированность ребенка. Дети изолированы от источников помощи и знаний. Если взрослые в ситуации насилия могут обратиться к друзьям, соседям, знакомым, специалистам, то у маленького ребенка нет такой возможности. Изолированностьзаключается еще и в том, что доступ маленьких детейк любым службам помощи возможен лишь при участии взрослых. Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах кому-то из взрослых: воспитательнице в детском саду или учительнице в школе, родителям друга или руководителю художественной секции.
Общие последствия всех видов насилия
Необходимо помнить, что любой вид насилия на всю жизнь оставляет в душе ребенка шрамы, негативно влияя на его физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, а также затрудняя его социализацию.
Нарушение физического развития. Дети,
подвергшиеся насилию, часто отстают от своихсверстников в росте, весе или в том и другом одновременно. У них могут развиваться различные психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкаяпотеря веса, обусловленная отсутствием аппетита. Часто у детей возникают такие нервно-психические заболевания, как тик, заикание, энурез. К перечню психосоматических заболеваний, появившихся в результатепережитого или переживаемого насилия, относятся также астма, кожные болезни (аллергии, нейродермиты, псориаз, экзема), головные боли, рвота, бессонница, болезни желудка (гастрит, язва) и т. д.
Нарушение психического и эмоционального развития. Дети, которые подверглись любому виду насилия, позже начинают ходить, говорить, реже смеются; они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. Такие дети часто испытывают гнев, который выплескивают на более слабых: совсем маленьких детей или животных. Некоторые жертвы насилия, наоборот, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается способность к установлению контакта и к общению со сверстниками.
Наиболее тяжелым последствием любого вида насилияявляется снижение самооценки. Ребенок с низкой самооценкой постоянно переживает чувство вины и стыда. Он убежден в собственной неполноценности, в том, что он «хуже всех» и не вызывает у людей интереса; поэтому ему трудно добиться уважения окружающих, успеха. У таких детей, когда они вырастают, часто возникаютдепрессии, проявляющиеся в приступах беспокойства,безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушенияхсна; у подростков могут наблюдаться попытки суицида.
Нарушение интеллектуального развития. У детей из семей, где применяется насилие, интеллектуальное развитие ниже существующей нормы. У них часто отсутствует фантазия и способность к творчеству, им не хватает любопытства и вдохновения для выполнения
заданий, требующих душевных усилий. А если им все же удается выполнить подобное задание, они не испытывают от этого ни наслаждения, ни радости. Игры таких детей, как правило, стереотипны и практически лишены самовыражения.
Проблемы с социализацией. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: уних нарушены связи со сверстниками и со взрослыми, нет навыков общения, достаточного уровня знаний и эрудиции для завоевания авторитета. Решение своих проблем такие дети зачастую находят в криминальной,
асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам и склонностью к совершению противоправных действий.
Уважаемые мамы и папы! Ребенок не в состоянии понять, почему самые дорогие для него люди причиняют боль ему или друг другу. Он начинает интуитивно искать объяснения происходящего, часто обвиняя себя. В результате у ребенка формируется чувство вины, которое «программирует» его поведение на всю жизнь и приводит к тому, что, став взрослым, он снова страдает от насилия уже в своей собственной семье.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.06.2023
Дата обновления: 30.05.2024
Дата публикации: 08.05.2024