программа дополнительного образования В мире роботов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 16
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОУРАЛЬСК, УЛ. ПРИГОРОДНАЯ, 13

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом
Протокол № 1
От 01 сентября 2021 г

заведующий МБДОУ Детский сад №16
____________ Т.В. Габбасова
приказ № 81 от 01 сентября 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«В МИРЕ РОБОТОВ»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации 2 года

Разработала:
воспитатель МБДОУ Детский сад № 16
Казанцева Наталья Александровна

Городской округ Красноуральск
2021 г

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

1.3.1. Учебный (тематический) план

6

1.4.

Планируемые результаты

21

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

22

3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

23

Список литературы

25

2

1.Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Одной из проблем в России является её недостаточная обеспеченность инженерными
кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве
требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и
автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети
должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший
круг функций.
Направленность
Программа «В мире роботов» научно-технической направленности, ориентирована на
реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного дошкольного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации,
определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной
творческой деятельности.
Актуальность
В период перехода современного общества от индустриальной к информационной
экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники. По последним данным сегодня в мире работают 1 миллион 800 тысяч самых различных роботов промышленных, домашних, роботов-игрушек. Век накопления знаний и теоретической
науки сменяется новой эпохой - когда всевозможные роботы и механизмы заполняют мир.
Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования
современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную
задачу обучения детей основам робототехники. Техническое образование является одним из
важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Деятельности характер технологического образования, направленность содержания
на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать
у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к продолжению
образования в учебных заведениях любого типа. Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая
направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и
навыков.
Работа с образовательными конструкторами Robokids, HUNA-MRT, позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки,
3

формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение
главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция
развития дополнительного образования детей).
-Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее - Федеральный приоритетный проект).
-Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).
-Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 16.
Отличительные особенности программы
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий,
специально разработанных материалов для обучения техническому конструированию на
основе образовательных конструкторов. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения: Robokids, HUNA-MRT, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Набор в
группу осуществляется на основе желания детей заниматься робототехникой.
Количество обучающихся в группе: не более 10 человек
4

Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Продолжительность занятий 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к
школе группе.
Режим занятий
2 раза в неделю по одному учебному часу
Объем общеразвивающей программы
Годовая нагрузка на ребенка составляет 72 учебных часа.
8 учебных часов в месяц.
2 учебных часа в неделю.
Уровень программы: стартовый.
Формы обучения:
- очная
Виды занятий:
-беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение одногодвух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
- разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той
или иной темы.
Формы подведения результатов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
 Осуществление сборки моделей роботов;
 Создание индивидуальных конструкторских проектов;
 Создание коллективного выставочного проекта;
 Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы:
 презентации творческих работ,
 выставки рисунков,
 опрос.
Виды и формы контроля:
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических
наблюдений, состязаний или выставки роботов.
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, способных выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах состязаний.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.

5

1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через
обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.
Задачи:
 Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать
творческую личность ребенка.
 Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
 Развивать мелкую моторику.
 Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
1.3.Содержание общеразвивающей программы
1.3.1.Учебный (тематический) план
1 год обучения
Тематическое планирование (Старшая группа)
Тема

СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие
Знакомство с
новым видом
конструктора
Волчёк

Животные
леса

Цели

Оборудование

Колво
занятий

Предполагаемый
результат

Введение. (Знакомство с
конструкторами, организация рабочего места.
Техника безопасности).
Введение детей в робото
технику с помощью
Robokids
Показать новые детали
схемы. Развивать мелкую моторику рук и
навыки конструирования.
Знакомство с тайгой и
зоной лесов: создание
модели
животного из конструктора Robokids по замыслу
детей на примере модели
медведя, лягушки, зайца,
крота и др. животных
зоны лесов

Конструкторы
Robokids

1

Дети знакомятся с
новым для них видом
деятельности.

Робототехнический конструктор
Конструктор
Robokids

1

Познакомиться с
конструктором

2

Знать и понимать
схему

Конструктор
Robokids

1

Знать и понимать
схему

6

«Три медведя»

Моделирование персонажей сказки «Три медведя»

Конструктор
Robokids

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Моделирование животных
и жилищ леса,
фигур животных по карточкам

Показать новые детали
схемы. Развивать мелкую моторику рук и
навыки конструирования.

Конструктор
Robokids

2

Знать и понимать
особенности схемы.
Уметь собирать модели по выбору.

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес к
новому заданию. Развивать мелкую моторику рук
и навыки конструирования. Воспитывать творческие способности
Продолжать выполнять
задание с предыдущего
занятия. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Воспитывать творческие способности учить доводить
дело до конца.

Конструктор
Robokids Схемы.

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Показать новую модель.
Конструктор
Вызвать у детей интерес к Robokids Схеновому заданию. Закрепмы.
лять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

2

Знать и понимать
особенности схемы.

ОКТЯБРЬ
Танцующие
птицы

По замыслу
детей и на
примере модели льва,
крокодила,
зебры, страуса, бегемота и других
животных
саванны

Обезьянка
барабанщик

7

Моделирование фигур
животных с
опорой на
рисунки

Продолжать выполнять
задание с предыдущего
занятия. Учить детей понимать схему. Развивать
мелкую моторику рук и
навыки конструирования.
Воспитывать творческие
способности

Конструктор
Robokids Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Создание
моделей любимого животного

Продолжать выполнять
задание с предыдущего
занятия. Учить детей понимать схему. Развивать
мелкую моторику рук и
навыки конструирования.
Воспитывать творческие
способности

Конструктор
Robokids Схемы.

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.

Конструктор
Robokids “Модели животных
и птиц»

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Закреплять представления о видах конструктора. Развивать способность анализировать, делать выводы
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.

Конструктор
Robokids “Модели животных
и птиц»

2

Уметь собирать модели по выбору.

Конструктор
Robokids “Модели животных
и птиц»

1

Уметь собирать модели по выбору и замыслу.

НОЯБРЬ
Знакомство с
джунглями
Освоение
схемы построения
внешнего вида животных,
обитающих в
джунглях.
Конструирование по замыслу

Рычащий лев

Порхающая
птица

Конструктор
1
Robokids
“Модели животных и птиц»

Знать и понимать
особенности схемы.

8

Создание модели животного из конструктора
Конструктор
Robokids по
замыслу детей и на примере модели
обезьяны,
птиц и других
обитателей
джунглей.
Моделирование человеческой фигуры

Моделирование персонажей произведения «Маугли»

ДЕКАБРЬ
Голодный аллигатор

Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.

Конструктор
Robokids “Модели животных
и птиц»

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.

Конструктор
Robokids “Модели животных
и птиц»

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Лего WEDO.
1
“Модели животных и птиц»

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids Схемы.

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids Схемы.

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Развивать мелкую моторику
рук и навыки конструирования. Закреплять полученные навыки.
Создание
Продолжать работу. Размультиплика- вивать творчество, фанционного
тазию, навыки конструфильма «При- ирования. Учить довоключение
дить дело до конца.
Маши и СтеВоспитывать усидчипы в Африке». вость.
«В лес-чудес
Показать новую модель.
мы поедем с
Вызвать у детей интерес
тобой» - мок новому заданию. Разделирование
вивать мелкую моторику
фантастичерук и навыки конструиского животрования. Закреплять поного
лученные навыки. Воспитывать творческие
способности

9

«Там чудеса,
там леший
бродит» - конструирование
модели чудища по собственному замыслу
Сооружение
фигуры рыцаря

Сани для Дед
мороза

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Развивать мелкую моторику
рук и навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Воспитывать творческие
способности
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Развивать мелкую моторику
рук и навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Воспитывать творческие
способности
Рассказать детям про
Новый год. Подвести
детей к постройке модели саней для Дед Мороза. Воспитывать у детей
желание помочь. Развивать самостоятельность.

Конструктор
Robokids Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Разные виды
конструкторов.

1

Уметь собирать модели по выбору и замыслу.

Учить создавать модель
по замыслу. Развивать
творческие способности.
Рассказать о профессии
пожарного. Учить строить пожарную машину и
пожарную часть. Выучить телефон пожарной
части
Учить строить по схеме,
находить различия и
сходства в схемах

Конструктор
1
Лего Городская
жизнь
Лего Дупло
2
Пожарная
станция

Уметь собирать модели по выбору и замыслу.
Уметь собирать модели по выбору и замыслу.

Набор Городская жизнь,
Технические
модели

2

Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету,
устанавливать пространственное расположение
построек

Набор Городская жизнь,
Технические
модели

2

Умеет строить разные модели самолетов, умеет работать в
команде, владеет
навыками конструирования.
Умеет строить разные модели самолетов, умеет работать в
команде, владеет
навыками конструирования.

ЯНВАРЬ
Конструирование по замыслу
Пожарная
часть

Грузовик везет кирпичи

Корабль

10

Аэропорт

ФЕВРАЛЬ
Конструирование по замыслу

Ликующий
болельщик

Строительство простейших моделей
самолетов и
вертолетов
Спасение самолета.

Создание сказочного средства передвижения

Учить строить разные
самолеты по схемам.
Развивать глазомер,
навыки конструирования

Космос. Аэропорты,
Технические
модели

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию. Развивать мелкую моторику
рук и навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Воспитывать творческие
способность

Конструктор
Robokids
Схемы.

Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца.
Воспитывать усидчивость.
Познакомить детей с
воздушным транспортом. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Закреплять полученные
навыки. Воспитывать
творческие способности,
любовь к своему краю.
Учить доводить дело до
конца. Развивать терпение

Конструктор
Robokids
Схемы.

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids
Схемы.

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids
Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids
Схемы.

Умеет строить разные модели самолетов, умеет работать в
команде, владеет
навыками конструирования.

1

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Знать и понимать
особенности схемы.

2

11

МАРТ
Подарок для
мамы

Карусели

Красивый
мост

Скорая помощь

Постройка
машин по образцу
Постройка
моделей военных машин
АПРЕЛЬ
Ракета, космонавты

Рассказать о празднике 8
марта. Воспитывать у
детей самостоятельность
в выборе подарка.
Учить доводить дело до
конца. Развивать фантазию, терпение
Познакомить детей с
птицами. Показать новую модель. Вызвать у
детей интерес к новому
заданию. Развивать мелкую моторику рук и
навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Воспитывать творческие способности
Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца.
Воспитывать усидчивость.
Учить строить машину
скорая помощь. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук
Учить строить машину
по образцу. Развивать
навыки конструирования, мелкую моторику
рук
Учить строить военные
машины по образцу.
Развивать навыки конструирования, мелкую
моторику рук

Разные типы
конструкторов

1

Уметь собирать модели по выбору и замыслу.

Конструктор
Robokids
Схемы.

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Конструктор
Robokids
Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Легоконструктор

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Легоконструктор
Схемы.

1

Знать и понимать
особенности схемы.

Легоконструктор
Военная техника

2

Знать и понимать
особенности схемы.

Рассказать о первом
космонавте нашей страны. Учить строить ракету по карточке, заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую иници-

Легоконструктор

2

Знать и понимать
особенности схемы.
Уметь собирать модели по выбору и замыслу

12

«Робот - самолет» (2 занятия)

«Макет космической
станции»

Конструирование по замыслу

Презентация
проекта
«Макет космической
станции»

ативу и самостоятельность
Учить задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота.

Конструктор
Robokids

2

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее,
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее,
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать
самостоятельность, чувство ответственности за
результат своей деятельности в работе команде

Легоконструктор
«Космос и
аэропорт»,
«Технические
модели»

2

Закреплять полученные
навыки. Научить детей
самостоятельности в выборе модели. Развивать
творчество, фантазию,
навыки конструирования.
Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат

Имеет элементарные
представления о блоках лампочек, сигнальных устройствах. Проявляет
творческую инициативу и самостоятельность.
Знать и понимать
особенности схемы.
Уметь собирать модели по выбору и замыслу

Легоконструктор
«Космос и
аэропорт»,
«Технические
модели»

1

Знать и понимать
особенности схемы.
Уметь собирать модели по выбору и замыслу

Легоконструктор

1

Знать и понимать
особенности схемы.
Уметь собирать модели по выбору и замыслу

конструктор
Robokidsпо
замыслу
детей на примере модели
медведя, лягушки, зайца,
крота и др.

2

Знать и понимать
особенности схемы.
Уметь собирать модели по выбору и замыслу

МАЙ
Знакомство
с тайгой и
зоной лесов:
создание
модели
животного
животных
зоны лесов

13

своей деятельности
Моделирование животных и
жилищ леса

Подготовка
к фестивалю
«Юный техник»

Проведение
фестиваля
«Юный техник»

Закреплять полученные
навыки. Научить детей
самостоятельности в выборе модели. Развивать
творчество, фантазию,
навыки конструирования.
Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат
своей деятельности
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать творчество, фантазию, 1навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность, чувство
ответственности за результат своей деятельности
Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат
своей деятельности. Развивать коммуникативную
компетентность совместной продуктивной деятельности.

конструктор
Robokids

2

Знать и понимать
особенности схемы.
Уметь собирать модели по выбору и замыслу

Разные виды
конструкторов.

2

Уметь собирать модели по выбору и замыслу.

Разные виды
конструкторов.

1

1.3.1.Учебный (тематический) план
2 год обучения
Тематическое планирование (подготовительная к школе группа)
Месяц
сентябрь

Раздел

Цели

Вводное занятие

Красивый
мост

Введение. (Знакомство
с конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности).
Учить строить мост по
схеме

Мы в лесу
построим
теремок

Развивать творческое
воображение. Учить
подражать звукам и

Кол-во Оборудование
занятий
1
Конструктор
Robokids
Тематические
конструкторы
2

2

Предполагаемый результат
Умеет задумывать
содержание
постройки,
знает
Набор Городская название
деталей,
жизнь
способы
Набор Городская крепления.
жизнь
14

Избушка
Бабы Яги
Животные
зоны лесов

Октябрь

Грузовик
везет кирпичи
Корабль

Аэропорт

Конструирование по замыслу

Создание
сказочного
средства передвижения

движением персонажей
(медведя, лисы, зайца).
Учить строить теремок
Закреплять умения
строить по схеме.
Учить строить сказочную избушку Бабы Яги
Знакомство с тайгой и
зоной лесов: создание
модели
животного из конструктора Robokids по замыслу детей на примере
модели медведя, лягушки, зайца, крота и
др. животных зоны лесов
Учить строить по схеме, находить различия и
сходства в схемах
Закреплять навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке
детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек
Учить строить разные
самолеты по схемам.
Развивать глазомер,
навыки конструирования
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность

2

Набор Городская
жизнь

2

Конструктора
Robokids

1

Набор Городская Умеет строжизнь,
ить разные
модели саНабор Городская молетов,
умеет рабожизнь,
тать в коТехнические
манде, вламодели
деет навыками конструирования.
Космос. Аэропорты,
Технические
модели

2

2

1

Набор городская
жизнь
Аэропорт,
Технические
модели

2

Набор городская
жизнь
Технические
модели

15

Ноябрь

Знакомство
с новым видом конструктора
«Robokids»

Знакомство с основными составляющими частями конструктора.
Знакомство детей с
конструктором
Robokids, с цветом элементов, с формой деталей и вариантами их
скреплений, вырабатывать навык ориентации
в деталях, их классификации, умение слушать
инструкцию педагога.

1

Многоэтажные дома

Знать названия кубиков
и элементы конструктора, умение крепить
кубики разными способами. Работать со схемой.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах
Работать со схемой.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах
Учить строить детский
сад. Закреплять различные методы крепления
горизонтальные, вертикальные и комбинированные. Развивать память и внимание. Воспитывать умение работать сообща.
Учить строить магазин.
Закреплять различные
методы крепления горизонтальные, вертикальные и комбинированные. Развивать память и внимание. Воспитывать умение работать сообща.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание

2

Наш микрорайон

Детский сад

Магазин супермаркет

Конструирование по замыслу

Конструктор
Robokids

Знает основные составляющие частей конструктора,
варианты их
скрепления,
ориентируется в деталях, их классификации
умеет слушать инструкции
Городская жизнь педагога,
умеет рабоКонструктор
тать сообща.
Robokids

2

Городская жизнь
Конструктор
Robokids

1

Городская жизнь
Конструктор
Robokids

1

Городская жизнь
Конструктор
Robokids

1

Городская жизнь
Конструктор
Robokids
16

Декабрь Животные
на ферме

Овечка

Дом фермера

Моделирование фигур
животных с
опорой на
рисунки
Конструирование по замыслу

Сани для
Дед мороза

будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Уточнять и закреплять
знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Знать название
фигур, уметь самостоятельно складывать простейшие модели. Развитие внимания, памяти,
логики.
Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных
В. Степанова: «Кошка»,
«Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных.
Учить строить животных.
Закреплять навыки
строить по схемам.
Учить строить двухэтажный дом фермера
из конструктора «Робокидс»
Закреплять навыки
строить по схемам.

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Рассказать детям про
Новый год. Подвести
детей к постройке модели саней для Дед Мороза. Воспитывать у детей желание помочь.
Развивать самостоя-

1

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids

2

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids

1

Разные виды
конструкторов

Знает и различает животных домашних,
умеет самостоятельно
складывать
простейшие
модели.

17

тельность.
Январь

Горка

Знакомство
с джунглями.
Создание
модели животного

Февраль

Моделирование человеческой
фигуры
Моделирование персонажей
произведения «Маугли»
Городской
транспорт

Воздушный
транспорт

Учить определять состав деталей конструктора, особенности их
формы, размера и расположения. Развивать
творческую инициативу
и самостоятельность.
Освоение схемы построения внешнего вида
животных, обитающих
в джунглях
Закрепить конструктор
Robokids по замыслу
детей и на примере модели
обезьяны, птиц и других обитателей джунглей
Закреплять навыки
строить по схемам

1

Конструктор
Robokids Городская жизнь

2

Конструктор
Robokids

2

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids

Закреплять навыки
строить по схемам

2

Конструктор
Robokids

Закреплять знания о городском транспорте.
Развивать наблюдательность, внимание,
память, учить строить
автобус

1

Уметь сравнивать
предметы по одному
или нескольким признакам, понимать элементарные причинноследственные связи
(взлет), знание труда
людей разных профессий.

2

Знает состав
деталей конструктора,
применяет
понятие
пространственного
ориентирования.

Сравнивает
предметы по
одному или
нескольким
признакам,
понимает
элементарКонструктор
ные причинRobokids
Городская жизнь носледственные связи,
знает названия разных
Конструктор
профессий
Robokids

18

Ж/д транспорт

Качели, карусели

Конструирование по замыслу

Март

Знакомство
с ROBOконструированием

Следуй за
линией. Линейный робот.
Беспроводной робот

Апрель

Знакомство
с программой Горилла
-Бот
Робот светофор

Уметь сравнивать
предметы по одному
или нескольким признакам, понимать элементарные причинноследственные связи,
знание труда людей
разных профессий.
Учить строить сложную
постройку из конструктора, применять понятие пространственного
ориентирования (сзади,
спереди, сбоку и т.д.)
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Знакомить с приемник
дистанционного управления и т.п.)

1

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids

2

Учить строить простейшие модели

2

Конструктор
Robokids
Робототехнический конструктор с дистанционным управлением
Конструктор
Robokids

Учить управлять моделью на расстоянии с
помощью пульта
управления.
Учить собирать модель
Гориллы - Бота по схеме.

2

Конструктор
Robokids

2

Конструктор
Robokids

Знакомство с блоками
лампочек, сигнального
устройства.
Игра на закрепление
материала, используя
мигающий свет и звуковой сигнал.

2

Конструктор
Robokids

Знаком с
приемник
дистанционного управления и т.п.)

Имеет элементарные
представления о блоках
лампочек,
сигнальных
устройствах.

19

Май

Космический корабль
«Робот самолет» (2
занятия)

Учить задавать программу двигателя постоянного тока для
управления движением
робота.

2

Конструктор
Robokids Робототехнический
конструктор

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее,
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Учить выяснять разницу между тем, когда
сенсор контакта нажат,
а когда нет. Учить
строить по схеме. Развивать наблюдательность.
Познакомить ребенка с
миром насекомых. Продолжать учить строить
по схеме, уметь определять «слышит» ли робот
звук аплодисментов.
Закреплять умение
пользоваться пультом
управления. строить по
схемам. Развивать память, внимание.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей модели, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности. Развивать коммуникативную компетентность совместной
продуктивной деятельности.

1

Конструктор
Robokids

2

Конструктор
Robokids

2

Конструктор
Robokids

2

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids

1

Конструктор
Robokids Huon
MRT

Бейсбол бот

Робот - богомол

Робот - футболист

«Роб футбол»

Презентация
индивидуальных
творческих
работ с организацией
выставки
«Мир роботов».

Проявляет
творческую
инициативу
и самостоятельность.

Умеет определять разницу между
тем, когда
сенсор контакта нажат,
а когда нет.
Умеет пользоваться
пультом
управления,
строить по
схемам.
Проявляет
творческую
инициативу
и самостоятельность.

20

1.4.Планируемые результаты
ЗНАТЬ:
 технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
 основные компоненты конструкторов;
 основы механики, автоматики
 конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
 виды
подвижных
и
неподвижных
соединений
в
конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
УМЕТЬ:
 самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
 создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
 демонстрировать технические возможности роботов;
 собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
 создавать собственные проекты;
 самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
 демонстрировать технические возможности роботов.
ОБЛАДАТЬ:
 творческой активностью и мотивацией к деятельности;
 готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.

21

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально- техническое обеспечение программы:
Программное обеспечение программы «В мире роботов» включает в себя 3 вида
конструкторов: Lego, Robokids, HUNA-MRT в процессе работы с которыми дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов
Линейка конструкторов HUNA-MRT- Kicky-Basic предназначена для начинающих – это наборы серии MyRobotTime и KICKY (MRT). Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап
знакомства с робототехникой для детей 5-8 лет. Наборы учат основам конструирования,
простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это
плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы,
не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки,
рассказы, примеры из окружающей жизни.
 Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и
возможность проветриваться.
 С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления,
была создана предметно-развивающая среда:
 столы, стулья (по росту и количеству детей);
 интерактивная доска;
 демонстрационный столик;
 технические средства обучения (ТСО) - компьютер;
 презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
 различные наборы Huno MRT, Robokids;
 игрушки для обыгрывания;
 технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;
 индивидуальные тетради;
 картотека игр.
Информационное обеспечение программы:
Освещение работы с детьми на сайте образовательного учреждения
Кадровое обеспечение: педагог прошедший обучение по программам повышения
квалификации
Методическое обеспечение программы:
-Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO
Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
-Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
-А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
-А.Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества
Москва «Просвещение» 1976
-Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
-ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
22

3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Уровень знаний и умений по робототехнике у детей 5-6 лет.
Уровень
развития
ребенка
Высокий

Средний

Низкий

Умение правильно конструировать по- Умение правильно
делку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему,
действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг
друга.
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется
помощь при определении их в пространственном расположении.
Ребенок не умеет правильно «читать»
схему, ошибается в выборе деталей и
их расположении относительно друг
друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает
замысел в разных его звеньях (название
предмета, его назначение, особенности
строения). Самостоятельно работает над
постройкой.
Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб,
требуется помощь взрослого.
Замысел у ребенка неустойчивый, тема
меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Уровень знаний и умений по робототехнике у детей 6 -7 лет.
Уровень
развития
ребенка
Высокий

Средний

Низкий

Умение правильно конструировать по- Умение правильно
делку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу
Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по
образцу, схеме, не требуется помощь
взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из
возможных способов конструирования.
Ребенок допускает незначительные
Способы
конструктивного
решения
ошибки в конструировании по образцу, находит в результате практических поиссхеме, но самостоятельно «путем проб и ков. Может создать условную символиошибок» исправляет их.
ческую конструкцию, но затрудняется в
объяснении ее особенностей.
Допускает ошибки в выборе и располо- Неустойчивость замысла – ребенок начижении деталей в постройке, готовая по- нает создавать один объект, а получается
стройка не имеет четких контуров. Тре- совсем иной и довольствуется этим. Небуется постоянная помощь взрослого.
четкость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения
ребенок не может.

23

Оценки

Работа с инструментами, техника
безопасности.
Способность изготовления моделей
роботов
Степень самостоятельности изготовления моделей
роботов

Низкий

Средний

Уровень теоретических знаний
Обучающийся знает Обучающийся знает
фрагментарно изуизученный материал,
ченный материал.
но для полного раскрыИзложение материа- тия темы требуется дола сбивчивое, треполнительные вопросы.
бующее корректировки наводящими
вопросами.
Уровень практических навыков и умений
Требуется контроль Требуется периодичепедагога за выполское напоминание о
нением правил по
том, как работать с интехнике безопаснострументами.
сти.
Не может изготовить Может изготовить момодель робота по
дель робота по схемам
схеме без помощи
при подсказке педагога.
педагога.
Требуется постоянные пояснения педагога при сборке.

Нуждается в пояснении
последовательности
работы, но способен
после объяснения к самостоятельным действиям.

Высокий

Обучающийся знает
изученный материал.
Может дать логически
выдержанный ответ,
демонстрирующий полное владение материалом.

Четко и безопасно работает инструментами.

Способен самостоятельно изготовить модель робота по заданным схемам.
Самостоятельно выполняет операции при
сборке.

24

Список литературы
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
2. Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _
ПРЕСС», 1999.
3. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.; ООО «Росмэн-Издат», 2001.
4. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного
курса «образовательная робототехника» Лукьянович А.К. начальная школа плюс
до и после. 2013. № 2. С. 61-65
5. Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А АГурштейна. — М.; Комитет по геодезии
и картографии РФ, 1992.
6. Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд.
«Белый город»,2002.
7. Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм,
Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
8. Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд.
«NOTA BENE»,
9. Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники Ечмаева Г.А. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 325.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».