Развитие коммуникативных способностей и активности

29.05.2023


Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:

- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

- способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

- способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

- культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).

Чтобы направить развитие коммуникативных навыков в нужное русло,  необходимо регулярно и последовательно обучать детей навыкам оптимального общения. Формирование таких навыков - это обучение умелой, а точнее искусной речи, проще говоря – это эффективное общение как практического характера «Я прошу о чем-то, и получаю то, что хочу», так и духовного плана «Я хочу разделить горе человека, утешить его, и мне это удается». Следует отметить, что эффективное общение предполагает конкретную речевую ситуацию, например: «Надо убедить взрослого купить игрушку».

Основной подход, рекомендованный в обучении такому общению, личностно-ориентированный, стремительно завоевывающий дошкольное образовательное пространство и учитывающий специфические особенности как группы в целом, так и особенности каждого ребенка. Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование традиционных форм и методов работы с детьми, так и нетрадиционных форм речевого взаимодействия.

Ведущей формой работы по развитию речи и коммуникативных умений является образовательная ситуация – специально проектируемая воспитателем форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательной задачи.

Великолепным стимулом речевой активности детей старшего дошкольного являются:

- организация коллективного решения проблемных ситуаций, когда детям надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать;

- творческие игры и задания, такие как «Данетка» - в которой дети угадывают предмет, «Объяснялки» - детям предлагается составить цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке, «Хорошо-плохо» (что весной хорошо, а что плохо); Хочу такой сайтХочу такой сайт

- творческие задания «Салат сказок»- В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино…; В сказке перепутались страницы из разных сказок, а некоторые страницы потерялись;

- мозговой штурм: «Вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений; темы для мозгового штурма могут быть различны: «Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?», «Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита?», «Чем полезен, а чем вреден комар?», «Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?».

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с сюжетно-ролевой игрой, музыкально-ритмическими движениями, продуктивной деятельностью, подвижными играми и спортивными соревнованиями, дежурствами и коллективным трудом.

Формирование коммуникативных умений целесообразно в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения, поэтому так важно в дошкольном учреждении создать сплоченную команду из воспитателей и узких специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда, психолога.

Особую значимость в формировании названных умений у дошкольников приобретает развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая формирование коммуникативных умений у детей в различных видах детской деятельности.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без взаимодействия и сотрудничества с родителями. При этом формы взаимодействия с родителями самые разнообразные: традиционные – родительские собрания-практикумы, беседы и консультации, оформление буклетов и папок-передвижек, так и нетрадиционные – тренинговые занятия «Словесные и дидактические упражнения», мастер-классы по теме «Я дарю тебе словечко», семейные гостиные и игротеки «Играем в сказку», «Поговори со мною мама», заседания клуба «Молодых родителей» по вопросам речевого развития дошкольников, совместные праздники и развлечения «В гостях у Буквоежки», «Путешествие в страну сказок», памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».

Безусловно, социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Задачи формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста должны быть в центре внимания педагогов и родителей, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. И еще, общаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. В руководстве детской деятельности приемлем лишь демократический путь общения. Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения, а основа обучения – разнообразная детская деятельность.

С целью оптимизации работы педагогов детского сада по развитию коммуникативной компетентности дошкольников педагогом - психологом проводилось психолого-педагогическое просвещение педагогов работа по изучению: возрастных особенностей дошкольников; оптимальных путей организации общения между детьми; принципов коммуникации детских групп; методов работы с родителями.

С этой целью использовались такие формы работы как лекции, беседы, групповые консультации, анкетирование, подбор психолого-педагогической литературы, а так же тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.                           

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».