Развитие понимания речи и предпосылок грамотности

29.05.2023


Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка правильной речевой среды ведут как родители, так и педагоги ДОУ.

В своей работе над развитием понимания речи  придерживаемся следующей последовательности:

1. Понимание различных инструкций

Данный вид упражнений можно использовать как отдельный обучающий прием, например различение инструкций «Дай» и «Покажи», или как способ переключения с одного вида деятельности на другой/отдых - в данном случае мы будем использовать понимание моторных инструкций, например «Подними руки», «Покажи нос», «Хлопни 2 раза». Обязательным условием использования моторных инструкций является наша уверенность в том, что ребенок их выполнит, т.е. они ему знакомы, и он может физически это сделать.

2. Воспроизведение различных речевых звуков (вокальная имитация)

Переходя к этому виду упражнений, мы начинаем с самого простого - повторения гласных звуков, затем переходим к согласным. Далее идет повторение слогов, слов и коротких фраз. Обязательным условием использования данного вида упражнений являются вокальные возможности ребенка, т.е. мы не просим ребенка повторить слова, которые он не может выговорить.

3. Наименование предметов, действий, характеристик Хочу такой сайт

Данный вид упражнений подразумевает не только просто называние предмета (действия, свойства), но и различение реального объекта с нарисованным, понимание обобщающих характеристик, узнавание предмета по части - знание названий частей предметов, смысловое различение глаголов (например «наливает-выливает»), знание функций предметов.

Вот несколько примеров заданий: «У кого рога (лапы, копыта, грива, полоски, пятна и т.д.)?», «Что можно открыть (лепить, есть, пить, носить, двигать и т.д.)?», «Кто бегает (прыгает, летает, плавает и т.д.)?», «Назови одним словом» и т.д.Хочу такой сайт

4. Ответы на вопросы, дополнение фраз

На данном этапе начинается работа с предложно-падежным управлением. Мы учим ребенка отвечать на вопросы падежей, дополнять знакомые фразы, правильно изменяя слова. Начинать можно с простых картинок, где ребенок должен выбрать один из двух предметов, постепенно выбор усложняется количеством предметов и сюжетом. Важным моментом на этом этапе работы является работа над различением функциональных характеристик предметов.

5. Работа с текстом

Этот вид упражнений подразумевает чтение, переписывание и самостоятельное написание услышанных слов.

Для эффективного коррекционного воздействия, расширения объема понимания речи, понимания ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления необходимо строить  работу следующим образом:

  1. Использовать ситуативный подход.
  2. Подходить к достижению цели комплексно.
  3. В работе переходить от простого к сложному.
  4. В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.
  5. Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.
  6. Для закрепления материала использовать в той среде, где происходит ситуация, яркие красочные картинки и изображения с тем же действием, которое совершает ребенок.
  7. Обязательно использовать похвалу как поощрение при занятиях с ребенком на всех этапах обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».